Давайте вспомним десять картин разных стилей и жанров, которым откровенное содержание не помешало заработать внушительные деньги
«Полтергейст», «48 часов», «Звездный путь 2: Гнев Хана» – все эти знаменитые ленты в 1982 году не смогли дотянуться до сборов снятой всего за пять миллионов долларов секс-комедии о приключениях старшеклассников, пытающихся потерять девственность. Критики были в ужасе от примитивной и ребяческой картины Боба Кларка, основанной на воспоминаниях о юности режиссера (именно поэтому действие ленты развивалось не в 1980-х, а в 1950-х). Зрители, однако, валили на нее валом, и успех «Порки» породил целую волну молодежных секс-комедий разной степени откровенности. Отметим, что среди раздевавшихся в кадре женщин была Ким Кэтролл, будущая звезда сериала «Секс в большом городе».
Ценный совет будущим поколениям: «Если инопланетяне пришлют вам генетический код с инструкциями, как совместить его с генетическим кодом человека, не делайте этого. Потому что в противном случае вам, возможно, придется иметь дело с неубиваемым мутантом, который будет пытаться размножиться и вытеснить человечество с лица земли». Конечно, есть своя извращенная прелесть в том, чтобы охотиться за монстром с телом и лицом красотки Наташи Хенстридж. Но лучше все-таки не создавать себе таких проблем, с которыми столкнулись герои фантастического секс-хоррора Роджера Доналдсона. Кстати, главную злодейку «в детстве» (Сил развивалась с нечеловеческой скоростью) сыграла Мишель Уильямс, будущая звезда голливудского артхауса и трехкратная номинантка «Оскара».
Роман автора «Ребенка Розмари» превращен в сценарий автором «Основного инстинкта» и экранизирован режиссером «Игр патриотов» с участием Шэрон Стоун, Уильяма Болдуина и Тома Беренджера. Казалось, что история о женщине, которая переезжает в «эксклюзивный» нью-йоркский небоскреб и узнает мрачные тайны ее соседей, обречена на успех. И действительно, мировые сборы 40-миллионной ленты были вполне достойными. Мнения зрителей и критиков, однако, были однозначно негативными – захватывающий триллер у режиссера Филипа Нойса и сценариста Джо Эстерхаза не получился. И хотя карьера Стоун на «Щепке» не завершилась, это был первый звоночек для актрисы, надеявшейся задержаться на голливудском олимпе.
Хотя Англия традиционно славится сексуальной закрепощенностью, британский постановщик Эдриан Лайн стал одним из ведущих специалистов по провокационному и эротическому кино. В частности, он поставил знаменитые картины «9 1/2 недель» и «Лолита». «Неверная» оказалась его последней на сегодняшний день режиссерской работой, что довольно странно, потому что лента прилично прошла в прокате (с учетом 50-миллионного бюджета) и впечатлила многих критиков. Прежде всего, игрой Дайан Лейн в роли замужней женщины, которая заводит роман с соблазнительным французом в исполнении Оливье Мартинеса и изменяет мужу, которого сыграл Ричард Гир. В основу эротического триллера Лайна была положена французская драма Клода Шаброля «Неверная жена», выпущенная в 1968 году. Эротические съемки в «Неверной» требовали от звезд приличной физической формы, поскольку Лайн редко довольствовался первыми дублями, и актеры порой часами повторяли одни и те же движения.
Неонуарный триллер Фрэнка Миллера и Роберта Родригеса преимущественно известен как комиксная экранизация в комикс-стиле, воссоздающая своеобразный графический стиль оригинала с реальными актерами, нарисованными на компьютерах декорациями и редкими вспышками ярких красок на мрачном черно-белом фоне. Однако «Город грехов» не был бы «грешным», если бы в нем не было откровенных кадров. Их, правда, там не так много, как в исходном комиксе, и не так много, как должно было бы быть в картине с таким названием. Но если бы Миллер и Родригес пережали с «обнаженкой», то их кино вряд ли бы заработало внушительные для «взрослого» фильма 159 миллионов долларов – при довольно скромном бюджете в 40 миллионов долларов.
Один из голливудских чемпионов по долгострою, эротическая драма по мотивам повести австрийца Артура Шницлера «Новелла о снах» была задумана Стэнли Кубриком в начале 1960-х. Десятилетие спустя Кубрик планировал снять в главной роли Вуди Аллена. Но когда еще через двадцать лет проект все же был запущен, главные роли в нем по настоянию боссов студии Warner получили звездные супруги Том Круз и Николь Кидман. Кубрик закончил картину за несколько дней до своей смерти, и критики до сих пор спорят о том, считать ли эту причудливую историю о сексуальных играх и эротических фантазиях нью-йоркской супружеской пары достижением или фиаско мэтра. В коммерческом плане, однако, 65-миллионное артхаусное полотно инвесторов не подвело.
В отличие от двусмысленного английского названия фильма, русское заглавие секс-комедии Джадда Апатоу сразу дает понять, что это история не о закрепощенной женщине, а о закрепощенном мужчине, который дожил до сорока лет, не потеряв девственности, и который наконец-то решился исправить это упущение. Ко времени съемок в «Девственнике» Стив Кэррелл уже был известным телевизионным комиком, и картина, сюжет которой придумал он сам, превратила его в комическую кинозвезду мирового масштаба. Апатоу же благодаря ей превратился из известного продюсера и сценариста в известного комедийного режиссера. Чтобы получить от «Девственника» не только комическое удовольствие, посмотрите его в полной, неподцензурной версии, издававшейся на видео.
Реинкарнация «Порки» с несколько отличным, но аналогичным сюжетом (подростки-старшеклассники решают потерять девственность до выпускного), 10-миллионный «Американский пирог» напомнил продюсерам малобюджетного кино, что можно неплохо заработать, если собрать в кадре привлекательных ребят и заставить их шутить на эротические темы и влипать в неприятности ради эротических приключений. Для братьев-режиссеров Пола и Криса Вайц «Американский пирог» стал постановочным дебютом, а для актрисы Шеннон Элизабет – вторым обнажением на экране после ее появления в хоррор-комедии «Снеговик». За первым «Пирогом» последовали три продолжения, и вполне возможно, что вскоре на экраны выйдет четвертый сиквел. К настоящему времени этот цикл заработал почти миллиард долларов.
Мы уже вспоминали в этом перечне фильмы Эдриана Лайна. Пришло время вспомнить его самую удачную и успешную картину – удостоенный шести номинаций на «Оскар» психологически-эротический триллер с участием Майкла Дугласа и Гленн Клоуз. Картина о женщине, которая сходит с ума, когда ее отвергает любовник, была столь популярна, что она стала родоначальницей жанра «эротический триллер». Также, по словам Гленн Клоуз, ее героиня столь напугала некоторых мужчин, что зрители годами подходили к звезде и благодарили ее за то, что она «убедила» их не изменять супругам и не искать добра от добра в объятьях потенциально нестабильной женщины. Интересно, сколько знаменитых актрис могут похвастаться тем же?
Формально говоря, самая коммерческая успешная картина с «обнаженкой» – это «Титаник» Джеймса Кэмерона. Однако его эротическая сцена удостоилась подросткового рейтинга PG-13, недостаточно взрослого, чтобы поставить суперблокбастер в один ряд с эротическими триллерами и секс-комедиями. Поэтому на первом месте в нашем хит-параде по-настоящему жаркое кино Пола Верховена – эротический триллер о расследовании жестокого убийства, по ходу которого детектив заводит роман с главной подозреваемой. Сценарий «Инстинкта» принес Джо Эстерхазу три миллиона долларов (его агент организовал аукцион, чтобы определить, какой студии достанется текст), а сама картина на время превратила Шэрон Стоун в голливудскую суперзвезду (актриса получила роль после того, как от нее отказались все более известные исполнительницы). Также лента породила очень бурное обсуждение того, как надо в кино изображать лесбиянок и бисексуалок и можно ли их делать зловещими и порочными. По итогам годового бокс-офиса 49-миллионный «Инстинкт» был на девятом месте в США, а в мире его смогли обойти лишь «Аладдин», «Телохранитель» и «Один дома 2». Как видите, даже в случае этого суперхита детское кино оказалось успешнее.