Крепкая криминальная драма, демонстрирующая разложение отдельно взятой семьи под прессом преступлений, в которые отец вовлекает своих детей
Крепкая криминальная драма, демонстрирующая разложение отдельно взятой семьи под прессом преступлений, в которые отец вовлекает своих детей.
1982 год. В Аргентине демократическое правительство сменило военную хунту, утратившую народное доверие после поражения в войне за Фолкленды. Со сменой власти изменилось и отношение к отстраненным от должностей военным, спецслужбистам и чиновникам. Архимед Пуччио – бывший сотрудник военного ведомства, новая власть избавилась от него, как от старого хлама, но привыкший к жизни на широкую ногу мужчина не желает довольствоваться домом в пригороде столицы и небольшим магазинчиком. Привычка к безнаказанности, впитанная за долгие годы военной диктатуры, толкает Архимеда на отчаянный поступок – он похищает молодого человека с целью выкупа, но после получения денег убивает жертву. Проворачивать подобное в одиночку сложно даже профессионалу, поэтому скоро в преступный сговор вовлекаются не только старые знакомые Пуччио, но и его близкие – старший сын становится правой рукой бандита, а жена и дочери превращаются в безмолвных соучастников, принимая жертв в подвале своего дома. Один за другим похищенные превращаются в трупы, но полиция не дремлет – клан киднепперов находится под колпаком.
Пожалуй, в недавней истории любой страны найдется не один десяток красочных криминальных историй, которые так и просятся на экраны, – Голливуд в этом отношении просто устали не знает, едва ли не в любой мало-мальски крепкий фильм добавляя открывающий титр «Основано на реальных событиях». В Европе и России такую беллетристику тоже очень любят, а вот латиноамериканское кино, и без того редкий гость в наших кинотеатрах, своими «воспоминаниями» делится нечасто. Тем интереснее посмотреть драму «Клан» режиссера Пабло Траперо, рассказывающую о начале 80-х, когда очередная смена политического режима вновь обнажила гниль, пожирающую общество, строящееся на лжи и беззаконии.
В самом коротком изложении история семьи Пуччио не особенно-то и впечатляет. Суду удалось доказать причастность клана всего к четырем похищениям, три из которых завершились убийствами. Никаких захватывающих полицейских расследований, ни одной погони или перестрелки – полная противоположность тому, что показывают в Голливуде. И это отнюдь не минус, просто «Клан» показывает преступную семью изнутри, не делая из злодеев монстров, а пытаясь разобраться, как вполне успешное семейство превратилось в убийц. Успешное – это не высокие слова, в то время как Архимед Пуччио строил карьеру военного, его сын Алехандро показывал отличные спортивные результаты, сначала играя за ведущую регбийную команду, а затем выступая и за сборную страны. В дополнение к этому одна из дочерей Пуччио занималась разными видами арта и получила искусствоведческое образование – просто образцово-показательный дом «высокой культуры быта».
Так откуда же берется ржавчина, под чьим воздействием коррозирует мораль и совесть? «Клан» объясняет падение семьи Пуччио довольно просто – полное подчинение авторитету отца и деньги. Двумя этими рычагами, как клещами, Архимед вытаскивает из сына пороки и направляет его по преступному пути. Причем методы Пуччио-старшего ужасающи – он, например, заставляет сына выбрать очередную жертву из числа своих знакомых. Это настоящая кровная связь, и в прямом, и в переносном смысле. Так что пусть вас не пугает весьма скромная по сравнению с российскими сериалами, идущими днем по большинству телеканалов, «кровавость» истории. Главное в «Клане» не кровь, а дорога к этой крови.
Интересно и то, как снят фильм. Не то чтобы Траперо рвет шаблоны и демонстрирует необыкновенную изобретательность, нет. Но постановщик явно владеет широким арсеналом приемов, способных увлечь зрителя. Модные сегодня длинные проходы камеры, увлекательная игра со светом и тенью, филигранный монтаж, увязывающий вместе удовольствие от секса и насилия, – это действительно добротная работа серьезного мастера. Нельзя не отметить и музыкальную составляющую картины, пробрасывающую мостики в американские боевики, – кровь в «Клане» льется под бодрый рок-н-ролл, между будничным весельем и убийствами для преступников нет никаких различий.
Минусом же ленты можно назвать некоторую неуверенность политического и общественного взгляда сценаристов и режиссера. С противоположной стороны земли без тщательного изучения истории и текущей ситуации в Аргентине очень сложно понять, как проецирует и проецирует ли вообще автор события тридцатилетней давности на сегодняшний день. Да и аккуратное упоминание «крыши» Пуччио заставляет скорее думать об осторожности Траперо, чем о бескомпромиссности. И тем не менее кино получилось уверенным и должным образом воздействующим на зрителя. Семья значит очень многое, но и главные ужасы обычно творятся в стенах обычного дома приличного семейства.
С 18 февраля в кино.