Что запрещают и что разрешают демонстрировать на экране военные и разведка? Легко ли контактировать с людьми в погонах и возможно ли их использовать втемную?
Картина Уильяма Уэллмана «Крылья» вошла в историю сразу по нескольким причинам. Во-первых, это первый фильм, получивший «Оскар» в категории «лучший фильм». Во-вторых, это единственный немой фильм, отмеченный данной наградой (нет-нет, в «Артисте» Хазанавичуса в финале звучат слова). В-третьих, «Крыльях» одни из первых среди картин с широким прокатом продемонстрировали на экране обнаженное женское тело. Наконец, для своего времени это была одна из самых грандиозных постановок, в которой было задействовано три сотни пилотов, четыре тысячи солдат и шесть самолетов молодых американских ВВС. Сотрудничество с армией требовало от режиссера некоторых уступок, но в данном случае коса нашла на камень – Уэллман во времена Первой мировой сам был боевым пилотом и в военных действиях понимал часто побольше приставленных к нему консультантов из Вооруженных сил. Пару раз конфликты едва не приводили к рукоприкладству, а «чертовы дураки» было самым мягким выражением, которым режиссер оценивал способности присланных ему в помощь командиров.
Сегодня об этом редко вспоминают, но после Второй мировой войны американское Центральное разведывательное управление и Вооруженные силы взяли на себя необычные обязанности – приобретение и сохранение культурных артефактов, воспевающих демократию и дающих жесткую оценку диктатурам. В 1950 году ЦРУ даже достались единоличные права на знаменитый роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», а потому первая экранизация книги, вышедшая на экраны в 1956 году, была не просто создана с разрешения генералов разведки и армии, но и под прямым их контролем. Оттого и вышел фильм несколько вольным и даже противоречащим оригиналу – в фильме, например, главный герой погибает в борьбе с Большим Братом. Наследники Оруэлла, кстати, позже одумались и изъяли картину из проката, посчитав неэтичным финансирование экранизации армией и разведкой, и долгое время фильм считался утерянным. Лишь в начале 2010-х лента снова «объявилась» и была выложена в Интернете в свободный доступ.
Еще одним классическим романом, подвергнутым радикальной переработке при переносе с бумажных страниц на экраны кинотеатра, и снова не без помощи ЦРУ и Вооруженных сил США, стала критическая книга Грэма Грина «Тихий американец». Хоть это и не афишировалось, сценарий фильма 1958 года за режиссером Джозефом Манкевичем «подчищал» офицер ЦРУ, да так «зарапортовался», что изменил смысл романа на противоположный – вместо гневной отповеди американской военщине, нагло вмешивающейся во внутреннюю политику Вьетнама, получилось антикоммунистическое воззвание, где финальные взрывы в Сайгоне устраивают противники США. Даже главный герой, тот самый «тихий американец», из спецагента превратился в невинного торговца игрушками. Автор книги в ужасе отрекся от экранизации, назвав картину проамериканской пропагандой, хуже которой сложно было что-то придумать.
Кто бы мог подумать, что военные, которых в фильмах частенько показывают ругающимися самым отборным матом, могут выступать яростными поборниками морали, но именно это произошло в случае с картиной «Парни что надо», рассказывающей о подготовке команды американских астронавтов, о непростых отношениях в коллективе и семьях летчиков, об ударах и подарках судьбы, меняющих судьбы. В основу сценария легла выпущенная в 1979 году книга Тома Вулфа, который, стремясь наиболее точно передать атмосферу времени и отношения людей, наполнил свое произведение массой сальных словечек и обильными порциями крепких ругательств. Сценарий дословно повторил диалоги книги, но незадолго до начала съемок авторы фильма получили гневное письмо от руководства ВВС, настаивавшего на смягчении лексики персонажей. Интерес военных, впрочем, был не эстетический, а сугубо приземленный – взрослый рейтинг R не позволил бы увидеть фильм подросткам, те не заинтересовались бы историей космической программы и не пошли бы в летные училища. Продюсеры пошли армии навстречу.
Политический триллер Филлипа Нойса «Прямая и явная угроза» поступил в производство в тот момент, когда США и Колумбия от состояния непримиримых врагов начали путь к сотрудничеству, а потому любые «воспоминания о прошлом» казались обеим сторонам не слишком уместными. Потому-то Пентагон и отнесся к сценарию фильма по книге Тома Клэнси с особым вниманием. Из первоначального варианта скрипта, например, были вымараны любые упоминания о связях с наркобаронами колумбийского правительства, генералы также настояли на том, чтобы в сценах боевых столкновений авторы избегали демонстрации жертв среди мирного населения, а боевиков, защитников наркотрафика, наоборот, показывали обученными и жестокими, но не простыми крестьянами и рабочими, взявшими оружие. Беспокоил военных и нелицеприятный образ американского президента, инициировавшего по сценарию тайную операцию в Колумбии в обход решения Конгресса. От этого авторам тоже было рекомендовано избавиться.
В России очень любят рассуждать о том, как «злобные американцы» манипулируют «мягкотелыми европейцами», натравливая их на нас. Ну что же, подтвердим вашу паранойю, как минимум в кино Пентагон легко управляет Британией, заставляя Голливуд переписывать сценарии фильмов о Джеймсе Бонде. Так, в «Золотом глазе» по настоянию руководства американской «военщины» в скрипте были проведены косметические работы по улучшению имиджа генералитета США. Изначально соблазненным и убитым Ксенией Онатопп генералом был американский военный, но в Пентагоне такое одобрить никак не могли, и сценаристам пришлось «переместить» жертву из США в Канаду. Канадского-то генерала не жалко!
Следующий фильм об Агенте 007 тоже подвергся военному контролю, и Пентагон снова нашел в сценарии место, оскорбляющее чувства верующих в непобедимость американских Вооруженных сил. В одной из сцен, когда Бонд намеревается тайно десантироваться на территории Вьетнама, агент ЦРУ предупреждает его о возможных последствиях: «Вы знаете, что произойдет, если вас схватят? Нам придется снова начать войну. Хотя, может быть, в этот раз мы даже победим». Пентагон такие слова не устроили – в это время отношения Вьетнама и США стремительно шли на поправку, а слова о новом вторжении генералам показались неуместными. Не желая запускать международный конфликт на второй круг, военные попросили сценаристов от этой строки в сценарии отказаться. Пришлось Бонду покорять Вьетнам без поддержки со стороны США.
Блистательная военная драма Ридли Скотта «Падение Черного ястреба» рассказывает об одной из самых трагических страниц в истории американской армии после окончания вьетнамской кампании. Тогда в 1993 году в Могадишо молниеносная операция ВВС США обернулась катастрофой, унесшей жизни 18 солдат и лишившей армию двух боевых вертолетов. Несмотря на то что героическим вылет не назовешь, Пентагон посчитал нужным вмешаться в создание картины, ревниво следя за тем, чтобы авторы не забыли рассказать о храбрости погибших солдат и тех, кто рвался на выручку соратникам. Вооруженные силы предоставили Ридли Скотту несколько военных советников, сотню солдат и восемь вертолетов, аналогичных занятым в сомалийском конфликте, больше того, Пентагон задействовал свои силы в последующей рекламе картины и организовал показы на своих базах. Что же генералы потребовали взамен? Немного. Самым заметным изменением стало новое имя персонажа Юэна МакГрегора – из Джона Стэббинса он трансформировался в Джона Граймса. Все потому, что реальный Стэббинс в 2000 году был отдан под трибунал за изнасилование девочки. Не слишком это вяжется с образом экранного героя.
Ленту Майкла Бэя принято громить за излишнюю мелодраматичность, пафосность и не слишком реалистичный финал, но отрицать очевидные достоинства эффектной военной картины нельзя – Голливуд сделал из своего главного позора Второй мировой войны патриотическую агитку, щедро оплаченную зрителями. Вооруженные силы США приняли в создании фильма самое активное участие, так, например, Бэю и команде была предоставлена возможность снимать на реальной военно-морской базе в Перл-Харборе. Кроме того, к производству был приставлен член Военно-морского исторического центра Джек Грин, проведший на съемочной площадке в общей сложности восемь недель. Его советы не ограничивались консультациями о внешнем виде японских офицеров или деталях формы американских летчиков, Грин непосредственно повлиял на облик и характер одного из персонажей картины. Первоначально полковник Джеймс Дулиттл, роль которого исполнил Алек Болдуин, в сценарии был прописан грубым, туповатым типом, однако Грин настоял на изменениях и превратил хамоватого вояку в душу летного подразделения, за которым его подчиненные без сомнения идут в бой.
Учитывая то, сколько изменений в книгу Тома Клэнси «Все страхи мира» внесли Пентагон и американский генералитет, вообще удивительно, что картина Фила Робинсона вышла в прокат – первоначальный вариант был так переработан, что проще было махнуть на ленту рукой. Начнем с того, что в фильме изменен источник угрозы миру – книга явно говорила о жестоких намерениях исламских фундаменталистов, даже более конкретно, о палестинских боевиках, но властям Америки в начале 2000-х совсем не хотелось трогать эту больную точку, поэтому злодеями в картине «назначили» немецких неофашистов. В ответ на эти изменения Пентагон согласился поддержать съемки целым арсеналом наземного, морского и воздушного вооружения, не слишком заботясь о том, что все эти авианосцы, штурмовики и боевые вертолеты в случае обмена ядерными ударами нужны только в качестве пятого колеса в телеге. Кстати, авторам картины запретили реализовать на экране прописанную в сценарии сцену потопления американского авианосца российской авиацией – военные посчитали это плохой рекламой и попросили ограничиться существенными повреждениями, что и было реализовано на экране.
Было бы неверным полагать, что предел интереса военных – это исторические драмы и биографические картины, Пентагон протягивает свои руки и в сторону фантастических блокбастеров. Например, Майкл Бэй активно сотрудничает с американскими вооруженными силами на площадках «Транформеров», ведь даже в борьбе с инопланетными монстрами в кадре нужны солдаты и обычное человеческое вооружение. «Месть падших», второй фильм франшизы, считается самым крупным проектом, созданным с участием Пентагона, в нем появилось наибольшее число кадровых военных за всю историю кино. Однако приветствуется это далеко не всеми, кое-кто считает такое сотрудничество недобросовестной рекламой и попыткой повлиять на тех, кто рассматривает контрактную службу как вариант карьеры. Военные, впрочем, своих планов и не скрывают, в ответ на критику пресс-служба ВВС отметила, что рекрутинг не является первоочередной задачей работы Пентагона в Голливуде, но призывной эффект от такого сотрудничества их устраивает.
Политический триллер Кэтрин Бигелоу «Цель номер один», скорее всего, вообще не увидел бы свет, не работай, и весьма плотно, сценарист и продюсер Марк Боал с секретными службами ЦРУ и армии США. Сразу после объявления о смерти Усамы Бен Ладена Боал связался с руководством антитеррористического подразделения ЦРУ и заручился его поддержкой в написании сценария о тайных героях, сценарист даже присутствовал на секретной церемонии награждения бойцов, принимавших участие в устранении знаменитого террориста. Однако что в фильме правдиво, а что нет, судить сложно – устранение Бен Ладена остается одним из самых таинственных событий последних лет. Хорошо известно только то, что Пентагон и ЦРУ внесли в сценарий фильма Бигелоу множество правок, часть из них касалась, например, демонстрации пыток. ЦРУ признали, что пытки в процессе поиска террориста использовались, но отрицали, например, травлю собаками – этот эпизод из фильма вырезали. Разумеется, были максимально изменены образы занятых в секретной операции солдат, здесь каждая актерская кандидатура и каждая фраза героев проходили специальный контроль военных и разведчиков.