"Вики Кристина Барселона" Вуди Аллена -- один из лучших фильмов года, любовный многоугольник, в котором зритель принимает самое деятельное участие.
Основной чертой «»Вики Кристины Барселоны«» /Vicky Cristina Barcelona/ (2008) можно считать легкость – интонации и игры красок, движений сюжета и звучания саундтрека, а также непринужденности, с которой старый лис Вуди Аллен обманывает всех, ухитрившись никого при этом не обидеть.
Две подружки-американки прибывают в Испанию – за культурой, впечатлениями, солнцем и всем тем, что ищут люди в приятных необременительных поездках. Серьезная положительная Вики (Ребекка Холл) готовится к свадьбе с финансистом с Манхэттена, романтическая Кристина (Скарлетт Йоханссон) стремится разобраться в себе и своих желаниях. Довольно быстро они знакомятся с художником Хуаном Антонио (Хавьер Бардем) – с блистательной непринужденностью тот подходит к ним в кафе и вежливо предлагает немедленно после ужина полететь с ним на частном самолете в другой город, где погулять, насладиться видами, а затем заняться любовью втроем. Вики шокирована, Кристина заинтригована и вскоре все уже летят сквозь ночь, прикидывая, чем дело обернется. А обернется оно страннейшей многофигурной композицией любви, страсти и разочарований, важное место в которой займет Мария Елена (Пенелопа Крус) – бывшая жена Хуана Антонио, тоже художница и совершенная безумица.
Рассказывать, кто с кем и как ляжет в постель в данном случае значит не только сплетничать, а рисковать хорошенько запутаться. Вся эта трансатлантическая эротика приобретает у Аллена характер такого алхимического эксперимента – какие элементы в какой пропорции дадут истинную любовь, которая будет не только прекрасной, но и счастливой. Перебирая, словно в танце, главных и второстепенных героев, Аллен дает каждому шанс, чтобы посмотреть – как тот им воспользуется. Затем, с печальным или удовлетворенным вздохом говорит "понятно…" и переходит к следующей сцене – будет ли это поцелуй Йоханссон и Крус, размахивающая револьвером Пенелопа или буколический пикник.
Надо заметить, что если взгляд туриста приобретает некую остекленелость, то взгляд эмигранта, хоть и временного – замечательную точность. Сбежав с Манхэттена, Аллен не то что бы обрел новое дыхание, он словно начал с нового листа. Он с удовольствием посмеивается над американцами, с не меньшим удовольствием – над европейцами. Он с новой радостью вглядывается в краски, и выстраивает фильм с таким безупречным вкусом, что можно только догадываться, какое наслаждение он получал, подбирая свет и цвет к маечке Йоханссон и кудрям Крус, чтобы все получилось правильно.
А получилось вот что. На крошечном отрезке в 90 минут Аллен разыграл сериал из самых лучших, вроде «Хауса» /House M.D./ (2004) или «Декстера» /Dexter/ (2006) по всем его законам – так, чтобы симпатии зрителя помимо его воли переходили от одного героя к другому, чтобы зритель примерил на себя и маечку Йоханнсон, и красную рубашку Бардема, и костюм зануды-жениха с Манхэттена. Чтобы всякий раз решал – ложиться ли в постель, менять ли свою жизнь, уехать или остаться и мог решить это снова, уже по-другому. От этого "Вики Кристина…" становится словно целым прожитым летом, каким оно бывает лишь в юности – полным чувств, событий, небольших трагедий и огромного счастья, летом, длинною в целую жизнь.
Тут есть еще одна тонкость. Человек увлекающийся, Аллен в этом фильме очевидно влюблен в Пенелопу – такой ее не видели со времен "Все о моей матери" /Todo sobre mi madre/ (1999), и взгляд камеры не скрывает алленовского восхищения. Тем невероятней изящество, с которым он в конце фокусируется на Йоханссон – Кристине, по-американски наивной, по-американски чуть эгоистичной в своей ответственности за свою жизнь и по-американски же – свободной.
Свобода – штука грустная, и хотя "Вики Кристина…" получила "Золотой глобус" как "комедия/мюзикл" это, конечно, мелодрама – просто в Барселоне сердца разбиваются с чудесным нежным звуком.