За 25 лет существования британского журнала EMPIRE произошло немало событий, которые потрясли и перекроили мир западного кино. Наши английские коллеги отобрали 25 самых значительных из них…
1. Компьютерная графика спускается в «Бездну», 1989
Голливуд всегда был «фабрикой грез», но он не мог воссоздать все наши фантазии… Пока не вышла «Бездна». Да, «Парк Юрского периода» был первой картиной, чья фотореалистичная компьютерная графика сразила публику наповал, но это подводная одиссея Джеймса Кэмерона убедила индустрию дать CGI шанс. «Терминатор 2», «Матрица», «Аватар» – все они вышли из «Бездны».
2. Содерберг воодушевляет инди-кино, 1989
От Кассаветиса до Кормана, послевоенное независимое кино принимало самые разные, порой причудливые формы. Но лишь после того, как скромный молодой человек из Батон-Ружа дал завлекательное название психологической драме «Секс, ложь и видео» и его фильм стал прокатным хитом и любимцем критики, инди-кино развернулось на полную мощь. Харви Вайнштейн настаивает, что жизнь в Miramax вдохнул Тарантино, однако несколькими годами ранее дебютный фильм Стивена Содерберга проторил компании дорогу к успеху и убедил крупные студии начать создавать инди-подразделения (Fox Searchlight, Paramount Vantage и так далее). Что со временем привело к появлению всевозможных «Черных лебедей» и «Миллионеров из трущоб».
3. Джон Ву создает новый стиль боевиков, 1989
Сделав для боевиков то, что «Выход дракона» сделал для фильмов о боевых искусствах, сверхжестокий и набитый замедленной съемкой «экшен-балет» Джона Ву «Наемный убийца» покорил Голливуд и проторил дорогу для «Матрицы». Также он подвиг продюсеров искать сюжеты на Востоке. Так что «Отступники» и «Звонок» – тоже его детища.
4. Первый современный блокбастер, 1989
Современный голливудский блокбастер – это не только грандиозное и дорогостоящее развлекательное кино, но также и эффектная рекламная кампания, колоссальное количество сопутствующих товаров и предварительное планирование сиквелов. Поэтому родоначальником направления нужно считать не «Челюсти» и не «Звездные войны», а «Бэтмена» Тима Бертона, в котором все это впервые сошлось воедино. Рецепт успеха этой картины вот уже четверть века копирует весь Голливуд – включая конкурентов DC Comics из Marvel.
5. Рождение тизеров, 1990
Мы уже привыкли к тому, что рекламные кампании блокбастеров начинаются не с трейлеров, а с коротких тизеров, намекающих на содержание картины. Однако в 1990 году эта идея была в новинку, и тизер «Терминатора 2», изображающий сборку T-800 и завершающийся стальным взглядом Шварценеггера, стал прототипом для бесчисленных позднейших рекламных роликов. Он и сейчас остается идеальным образцом жанра.
6. Тарантино вдохновляет всех, 1992
Создавая «Бешеных псов», Квентин Тарантино превратил свои энциклопедические познания в кинематографе в броскую, кровавую и блистательную гангстерскую драму. Она черпала вдохновение отовсюду, от Кубрика до Ринго Лама, но при этом казалась новым словом в кино. Первый мэтр поколения VHS, пожирающий фильмы и кинолитературу в количествах, немыслимых для режиссеров предыдущих эпох, Квентин Тарантино стал «ролевой моделью» для постановщиков всего мира, от США до России.
7. «Чужой 3» породил Финчера, 1992
Есть ли место в киноискусстве для гения музыкальных клипов? В начале 1990-х студия Fox решила, что есть, и доверила новичку в большом кино Дэвиду Финчеру продолжить цикл, начатый Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном. Результат был, мягко говоря, неоднозначным, и режиссер, измученный сражениями со студией, сомневался, что решится продолжить снимать кино. Однако он продолжил – снял такие ленты, как «Семь», «Бойцовский клуб», «Социальная сеть»…
8. Спилберг утверждает себя в драме, 1993
«Список Шиндлера» не был первой попыткой Стивена Спилберга снять серьезное, не попкорновое кино, и не слишком удачные «Империя солнца» и «Цветы лиловые полей» заставили недоброжелателей заподозрить, что мастер развлекательного кино не сможет освоить драму. Однако глубоко личный и в то же время всемирно понятный «Список» удостоился режиссерского «Оскара» и в очередной раз показал, что пропасть между созданием подростковых и взрослых лент вполне преодолима.
9. Постмодернистский кошмар, 1994
Вы думаете, что постмодернистские игры с хоррор-штампами изобрел Кевин Уильямсон, сценарист «Крика»? Как бы не так – это сделал Уэс Крэйвен в «Кошмаре на улице Вязов 7: Новый кошмар», где Фрэдди Крюгер преследовал не Нэнси Томпсон, а Хезер Лангенкамп, исполнительницу ее роли. Это была не слишком успешная, но очень влиятельная картина, ставшая прародительницей не только крейвеновского же «Крика», но и «Пункта назначения», «Хостела» и многих других лент.
10. Дэнни Бойл спасает британское кино, 1994
Долгое время британское кино довольствовалось двумя жанрами – социальной «чернухой» и костюмными драмами. На этом фоне триллер «Неглубокая могила» с его визуальной изобретательностью и сюжетным драйвом был глотком свежего воздуха. Сперва Дэнни Бойл, а затем Гай Ричи и его последователи доказали, что британское кино может стать по-хорошему «американским», не превратившись при этом в филиал Голливуда.
11. Pixar – революция в анимации, 1995
В 1995 году «История игрушек» Джона Лэсситера шокировала так же сильно, как позднее шокировал «Бойцовский клуб». И дело было далеко не только в компьютерной анимации (фильм, напомним, был первой CGI-полнометражкой). Остроумный, захватывающий, добродушный мультфильм без замшелой сказочности и с постмодернистским подмигиванием родителям, «История» разожгла бескровную революцию и проложила своему режиссеру путь на его нынешний пост топ-менеджера Walt Disney.
12. DVD заменяет видеокассеты, 1995
При всем уважении к VHS, они не могли заменить поход в кинотеатр, потому что не обеспечивали столь же четкую картинку и столь же мощный звук. DVD это удалось. Он был удобнее, он был надежнее, он мог включать дополнительные материалы… Переход с VHS на DVD был не просто апгрейдом, а переходом домашнего кино на принципиально новый уровень.
13. «Гарри Поттер» появляется в продаже, 1997
После долгих поисков компании, которая бы согласилась напечатать историю о юном волшебнике, Джоан Ролинг пристроила «Философский камень» в издательство Bloomsbury (ей заплатили аванс всего в 1,5 тысячи фунтов), и июне 1997 года книга вышла в свет. Так началась история саги, которая вскоре превратилась в самую успешную киноэпопею всех времен, влила сотни миллионов долларов в британскую киноиндустрию и убедила студии скупать на корню все потенциальные подростковые бестселлеры.
14. Блокбастер-миллиардер, 1997
Глобализация и инфляция принесли нам прокатные сборы, которые еще в 1980-х казались фантастикой. Рекордсмен «Инопланетянин» даже после повторных релизов не дотянул до 800 миллионов долларов, а «Титаник» собрал 1,8 миллиарда и основал клуб миллиардеров, где сейчас уже 18 картин.
15. «Блейд» спасает комиксные экранизации, 1998
Когда Тим Бертон ушел из саги о «Бэтмене», у него не нашлось достойных продолжателей, и рынок оказался забит бездарными и провальными комиксными поделками. Спасать индустрию пришлось «Блейду», и его сравнительный успех в глазах финансистов и зрителей открыл дверь всему нынешнему урагану комиксных блокбастеров и конкретно экранизациям Marvel.
16. Три фильма о Кольце, 1998
Летом 1998 года, когда Питер Джексон искал инвесторов для своих двух фильмов по мотивам «Властелина Колец» (Miramax заявила ему, что оплатит лишь один фильм), режиссер встретился с Робертом Шеем из New Line Cinema… И тот предложил снять три фильма. Так родилась лучшая в мире блокбастерная кинотрилогия (за возможным исключением «Звездных войн»), которая нанесла Новую Зеландию на карту эпического кинематографа.
17. Спилберг показал настоящую войну, 1998
При всем разнообразии военных лент, снятых после завершения Второй мировой, «Спасти рядового Райана» стала первой картиной, которая позволила зрителям в полной мере почувствовать, каково это – сражаться на фронте. Спилберговский штурм пляжа Омаха до сих пор остается эталоном демонстрации войны на большом экране.
18. «Клан Сопрано» изменил телевидение, 1999
В наши дни все жалуются на то, что телевизионные драмы сильнее кинематографических и что ярчайшие и сложнейшие персонажи рождаются не на кино-, а на телестудиях. Однако еще сравнительно недавно это было не так – пока компания HBO не позволила Дэвиду Чейзу создать гангстерскую сагу, способную конкурировать с шедеврами Копполы и Скорсезе. Успех «Клана Сопрано» был столь значительным, что все наперебой бросились с ним состязаться, и телевидение вырвалось из плена второсортности.
19. «Звездные войны» изобрели интернет-трейлер, 1999
Первый приквел «Звездных войн» был самым ожидаемым фильмом всех времен. Фаны ходили на фильмы, которые не собирались смотреть, лишь для того, чтобы увидеть трейлер «Призрачной угрозы». Затем его выложили в Интернет, сайт рухнул, но миллионы поклонников «Войн» все же смогли его скачать, разобрать по кадрам и обсудить каждую его деталь. Так трейлеры стали не только кинопрокатным, но и интернет-событием.
20. «Матрица» сделала «ботаников» богами, 1999
Выпуклые мышцы, квадратная челюсть? Совсем не обязательно… Фантастический боевик тогда еще братьев Вачовски показал, что экшен-героем может стать хлипкий «офисный планктон», такой похожий на увлеченных комиксами и видеоиграми «ботанов». Его сила была не в мускулах и не в правде, его сила была в чит-коде!
21. «Ведьма из Блэр» – первый блокбастер «сделай сам», 1999
Трудно переоценить влияние «Ведьмы из Блэр» на зрителей и индустрию. Это был блокбастер, снятый фактически простыми людьми – почти без денег, без мощной студийной поддержки, но с богатым воображением. В эпоху все более грандиозных лент «Ведьма» заявила, что кино может быть демократичнее, чем когда-либо.
22. Серкис одушевил «захват движений», 2002
Мы впервые увидели Голлума в «Братстве», однако в «Двух крепостях» он раскрылся уже не как третьестепенный персонаж, а как полноценный герой – нарисованный, но одушевленный с помощью фотореалистичных спецэффектов и блестящей игры Энди Серкиса, который изобразил Голлума с помощью «захвата движений». Мы надеемся, что когда-нибудь вклад актера, ныне работающего над циклом «Планета обезьян», в расширение границ киноискусства будет вознагражден «Оскаром».
23. Команда Апатоу, 2005
Феноменально успешный «Сорокалетний девственник» не просто сделал Стива Кэрелла звездой и прославил сценариста и режиссера Джадда Апатоу. Он привил Голливуду интерес к «взрослым» комедиям, рассчитанным на настоящую взрослую аудиторию, а не на вчерашних подростков. Одновременно трогательные и откровенные, фильмы самого Апатоу и его друзей в последние годы стали неотъемлемой частью комедийного кино.
24. «Аватар» сделал объемное кино актуальным, 2009
Как и в случае с «Титаником», «Аватару» предсказывали, что он станет эпическим провалом Джеймса Кэмерона. Вместо этого он стал эпическим успехом – самым успешным фильмом всех времен. С толком потратив каждый цент колоссального бюджета, Кэмерон создал детально проработанный фантастический мир, поднял компьютерные эффекты на новую высоту и мастерски использовал третье измерение. К сожалению, повторить последнее пока никому не удалось, и потому популярность объемного кино сейчас падает.
25. Нолан стал брендом, 2010
Синефилы любили его за «Помни…», массовый зритель – за «Темного Рыцаря», но многие полагали, что если Кристофер Нолан снимет картину без Бэтмена, то она будет куда менее успешной, чем его супергеройский цикл. Однако Warner рискнула, и Нолан не подвел. «Начало» – запутаннейшая и оригинальная фантастическая лента – собрало 800 миллионов долларов и внесло режиссера в короткий перечень мастеров, на чьи фильмы валят валом только лишь из-за имени постановщика. Теперь Нолан пытается повторить успех c еще более причудливой лентой «Интерстеллар».