Развратник, преступник и биржевой брокер 1990-х Джордан Белфорт – заглавный герой байопика Мартина Скорсезе и Леонардо Ди Каприо «Волк с Уолл-стрит»
На пике своей славы в конце 1990-х Джордан Белфорт постоянно был под кайфом. Отчасти от адреналина, который закачивало в его кровь нелегальное манипулирование акциями на Уолл-стрит. Но в основном от его любимого тройного коктейля из шампанского, кокаина и метаквалона (того самого долгое время легального наркотика, которым накачал свою жертву режиссер Роман Полански, когда в 1977 году изнасиловал 13-летнюю фотомодель). «Тройником» Белфорт запивал десяток всевозможных наркотических лекарств, которые он ежедневно принимал. Как он сам признавался, в его жилах было достаточно «кайфа», «чтобы опоить Гватемалу».
У Белфорта было много прозвищ, почти все – голливудские. Его называли «Гордоном Гекко» в честь преступного биржевика из «Уолл-стрит», «доном Корлеоне» в честь патриарха из «Крестного отца», «Кайзером Созе» в честь криминального гения из «Подозрительных лиц». Однако его любимым прозвищем было «Волк с Уолл-стрит». Почему? «Потому что оно было идеально точным».
Сейчас Белфорт вновь на коне. Хотя в 1998 году он был изобличен, а в 2003-м – осужден на четыре года в федеральной тюрьме (он отсидел 22 месяца и был освобожден за хорошее поведение), 51-летний уроженец Бронкса хорошо заработал на двух автобиографиях, изданных в 40 странах и переведенных на 18 языков. Но главное – его жизнь легла в основу биопика, поставленного легендарным Мартином Скорсезе с Леонардо Ди Каприо в главной роли.
Таких излишеств экран еще не видел. После того как Белфорт потратил 125 тысяч фунтов стерлингов на Aston Martin, машину Джеймса Бонда, он заплатил целое состояние, чтобы превратить автомобиль в настоящую машину Бонда, с баллонами слезоточивого газа и радиоглушилками. Его вечеринки с наркотиками, спиртным и проститутками часто прерывались полицией, и он не сбавлял оборотов даже во время работы. Однажды он притащил в офис шимпанзе на роликовых коньках, а в другой раз устроил состязание по бросанию карликов.
Соберите все это в одной картине, и вы получите самый напряженный и безумный криминальный фильм Мартина Скорсезе, напоминающий одновременно «Казино» и «Хороших парней».
«Лео Ди Каприо давно хотел снять картину о Белфорте, – рассказывает продюсер Эмма Тиллингер-Коскофф. – Он вместе с Марти несколько лет разрабатывал этот проект. Затем примерно полтора года назад они полностью на нем сосредоточились и довели его до ума. Они сейчас оба в отличной творческой форме, и это их новое эпическое свершение».
Уже по трейлеру было понятно, что фильм Скорсезе снят близко к тексту мемуаров Белфорта. «Фильм основан на книге, – подтверждает Коскофф. – Когда Марти экранизирует реальную историю, он с большим уважением относится к подлинным событиям и порой делает все возможное и невозможное, чтобы как можно точнее передать факты. Но он также позволяет себе творческие вольности».
Именно поэтому Белфорт, ныне живущий в Лос-Анджелесе, был привлечен к проекту лишь как консультант. «Марти хочет быть объективен, когда переносит на экран истории реальных людей, – объясняет Коскофф. – Поэтому он не хочет, чтобы они слишком сильно на него влияли. Джордан был причастен к съемкам… Но Марти делал то, что считал нужным, – как всегда, когда он рассказывает подлинные истории».
Постоянный монтажер Скорсезе Тельма Шунмайкер подтверждает, что режиссер тщательно изучает каждый аспект повествования. «Над фильмом работало немало людей, собиравших и проверявших излагаемые в сценарии факты, – рассказывает она. – Я обычно начинаю работать над фильмом уже после запуска съемок, и это по-своему хорошо, потому я не хочу слишком зависеть от наших исследователей. Когда все знаешь о реальной истории, факты начинают заслонять картину, которую режиссер создает. Сценарии Скорсезе обычно содержат лишь половину того, каким будет фильм, потому что они не включают то, как Марти, великий режиссер, преображает материал во время съемок».
Чего же нам ждать от картины? По словам Коскофф, «это хроника взлета и падения Джордана Белфорта, который в конце 1980-х и начале 1990-х был одним из самых известных американских финансистов. Он был гениальным дельцом, который пробился на вершину из самых низов. Это очень интересная история с психологической точки зрения, потому что она рассказывает о человеке, который мог добиться всего чего хотел и который, к сожалению, решил использовать свой талант для совершения преступлений. В результате его погубили жадность и невоздержанность. В сущности, это история о том, как финансовая индустрия испытывает людей на прочность, предоставляя им возможность стать героями или злодеями».
Тем не менее продюсер отрицает, что фильм направлен против глобальной финансовой системы и биржевых «гангстеров в законе», породивших кризис 2008 года (показательно, что недавний кризис по своей сути схож с аферами Белфорта – преступный финансист тоже «впаривал» инвесторам заведомо переоцененные акции).
«Нет, я бы так не сказала, – заявляет Коскофф. – Но надо признать, что, к сожалению, наша финансовая система – и, возможно, все современное общество – поощряет бесчестное и преступное поведение, ведущее к финансовому успеху. Наш фильм очень актуален, потому что он демонстрирует, как легко добиться успеха, если вы талантливы и готовы срезать углы и обходить закон. Преступником в финансовом мире стать слишком просто, и наш фильм привлекает к этому внимание зрителей. Все мы способны на зло и на добро, но в нынешней системе зло лучше вознаграждается. И наш фильм рассказывает об изначально приличном, притягательном человеке, который поддался на искушение и пал жертвой своей жадности. В нашем фильме много смешного, но финал у него трагический».
Вместе с Ди Каприо в картине сыграли Джона Хилл в роли «правой руки» Белфорта и Мэттью Макконахи в роли человека, который, так сказать, вручил Белфорту ключи от королевства. «Макконахи потрясающе у нас сыграл, – рассказывает Коскофф. – ”Мад”, “Далласский клуб покупателей” (картина выйдет в прокат в феврале), наша картина… Для Макконахи это будет отличный год. Он один из наших лучших, лучших актеров. Он играет человека, который ввел Белфорта в мир Уолл-стрит. Он его наставник, и наш герой хочет быть на него похожим».
Также в фильме были задействованы свежеиспеченный лауреат «Оскара» Жан Дюжарден, Джон Фавро, Спайк Джонзи и наша любимица – британская комедиантка Джоанна Ламли, звезда ситкома «Просто фантастика!». «Она сыграла тетю жены Джордана, – рассказывает Коскофф. – Не буду выдавать сюжетные тайны, но скажу, что она, как всегда, обаятельна, уморительна и непредсказуема. Она вас не разочарует. Марти давно ей восхищается, и он был очень рад, что смог с ней поработать».
Вопреки сообщениям о том, что Скорсезе отказался от пленки и полностью перешел на «цифру», режиссер – возможно, под влиянием оператора-постановщика Родриго Прието – решил дать классике еще один шанс. «Мы снимали на пленку, – рассказывает Коскофф. – Мы использовали “цифру” лишь для ночных уличных съемок… Марти живет в цифровом мире и обожает новые технологии. Но его очень, очень легко убедить вернуться к съемкам на пленку!»
Скорсезе с большим удовольствием вернулся не только к съемкам на пленку, но к сотрудничеству с Ди Каприо. Это их пятая совместная картина после «Банд Нью-Йорка», «Авиатора», «Отступников» и «Острова проклятых». «Когда актер и режиссер так часто и так плодотворно работают вместе, они понимают друг друга с полуслова, – рассказывает Коскофф. – По-моему, Лео превосходно сыграл свою роль. Он участвовал в работе над сценарием, он спродюсировал ленту, он вкладывал всю душу в работу… Мы шутим, что это “Хорошие парни” на стероидах. Не хочу говорить за Марти, но мне кажется, что он снял великолепный, провокационный и очень важный фильм».
Шунмейкер добавляет: «Это дикая и безумная история. К концу они все спятили. Спятили!» А что Джордан Белфорт делает сейчас? «Он вышел из тюрьмы, работает как оратор-мотиватор. Вроде бы жалеет о том, что натворил. Как Генри Хилл из “Хороших парней”… Да!» Она смеется. «Я видела запись одной из его речей. Это было, хм, интересно…»
*Этот материал был опубликован в журнале Empire за ноябрь 2013 года