Узнаваемый и предсказуемый криминальный сериал от канала НТВ, в котором зло на сей раз выделяется четко выраженным китайским колоритом
Московский следователь Данила Четков специализируется на этнической преступности, и в фокусе его внимания оказываются китайцы, все в большем количестве оседающие в российской столице. Расследуя одно из дел, Четков становится свидетелем кровопролитной разборки двух противоборствующих бандитских группировок и волей случая сам становится целью для китайской мафии. Попутно на плечи Данилы ложится ответственность за поиск пропавшей в Москве китайской гимнастки. Объединив свои силы с отцом похищенной девушки, отважный следователь отправляется в «подполье», скрывающееся на московских окраинах и давно подчинившееся жестоким гостям из Поднебесной.
Поклонники телесериалов со стажем умеют отлично ориентироваться в современном контенте, опираясь на самые простые базовые знания. Как в России, так и за рубежом подавляющая часть телеканалов четко нацелены на определенную аудиторию, соответственно, их произведения часто похожи друг на друга до степени смешения. Распознать жанровую принадлежность можно, даже не глядя на название: Первый канал любит социальные высказывания и драму, Россия 1 – историю, на СТС и ТНТ вас ждут комедии, а некогда «Первый мистический» сейчас экспериментирует с направлениями, интересными молодежи и подросткам. У НТВ своя ниша – под зеленым шаром традиционно кучкуются криминальные и полицейские истории, от комедий до триллеров. Так что появление проекта под названием «Четвертая смена» в сетке именно этого канала очевидно и закономерно, у нас снова скандалы, интриги, расследования.
Собственно, на обозначении канала и жанра рассказ о «Четвертой смене» можно заканчивать – потому что этими двумя параметрами объясняется примерно все, и если вы видели «Бандитский Петербург» или «Ментовские войны», то вас подобным не удивить. С другой стороны, такое творчество востребовано и постоянно нуждается в расширении границ, части зрителей просто необходима доза телеразборок на сон грядущий. В этом отношении «Смена» работает за пятерых – авторы обратились к любопытной теме этнических банд, подтянули Китай с его триадами, кунг-фу и жестоким по отношению к преступникам законодательством, привлекли на главную роль Алексея Чадова. Вот только работу эту высококачественной не назовешь.
По сути, «Четвертая смена» – это весьма тривиальное расследование, не отличающееся особенной изобретательностью. В Москве пропадает девушка, приехавшая из Китая для занятий гимнастикой и пострадавшая из-за каких-то таинственных связей с главой мафии, заключенным в Поднебесной за решетку. Герой Чадова ищет ее вместе с прибывшим в Россию отцом исчезнувшей, попутно пытаясь разрешить собственные проблемы, накопившиеся после незаконных взаимоотношений с «московскими китайцами», устроившими на задворках столицы «переполох в маленьком Китае». Сериал не претендует на сложные детективные конструкции, не замахивается на сколько-то серьезную социальную повестку. Даже особой критики сложившейся ситуации с этническими группировками в нем не видно – авторы просто-напросто дистанцируются от всего острого.
Тогда, возможно, они хотят увлечь зрителя оригинальными персонажами и неожиданными поворотами в их судьбах? Ничего подобного, герои шоу не отличаются особенной привлекательностью, да и обычными живыми людьми их не назовешь, скорее это набор штампов и функций. Четков, например, обременен ребенком-подростком, за которым нужно «следить» и который обязательно окажется в центре сюжета в качестве «разменной пешки». «Китайский папа» окажется мастером единоборств и знатоком русского языка. Рядом будут «тереться» красотка с претензией на сердце оперативника, злобный альбинос, служащий триадам, хакеры, киллеры, стриптизерши – полный набор дешевого боевика. Как говорил Остап Бендер, низкий сорт, нечистая работа.
Особенную тяжеловесность «Смене» придает компактность истории, искусственно растянутая на десяток серий. Попытка сделать свои «24 часа» проваливается на ранней стадии. Сериалу просто не хватает динамики и драйва, чтобы заставить зрителя с нетерпением ждать каждой новой серии, в которой герои приблизятся к разгадкам и спасению еще на шаг. Скорее наоборот, каждый новый час, проведенный у экрана, тяжелой гирей тянет на дно. Интерес к происходящему поддержать не удается, а попытки зацепить юмором, мелодраматизмом или взрывами проваливаются, все это выглядит притянутым за уши.
Так стоит ли тратить на «Четвертую смену» свое время в течение двух недель? Если вы не являетесь регулярным зрителем НТВ – нет, ничего нового или интересного вы не увидите. Может быть, в контексте других сериалов и программ канала новое шоу и уместно, но это явно не переломный проект и не ключевая премьера года. Всего лишь очередное проходное шоу про хороших полицейских и плохих бандитов. Для хита и даже для просто увлекательного зрелища этого недостаточно.