Сабли, мечи, алебарды – все они давно устарели как основное боевое оружие. Однако бои на клинках обычно эффектнее смотрятся, чем перестрелки, и потому режиссеры с удовольствием вставляют их в боевики
Финальная дуэль
Тяжелый меч или легкая рапира? Продолжительная и драматичная дуэль главного героя и главного злодея в финале «Роб Роя» дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Шотландец Роб Рой в исполнении Лиама Нисона выходит на бой с мечом, а англичанин Арчибальд Каннингэм в исполнении Тима Рота выбирает рапиру. Хотя Рой, у которого есть все основания убить лондонца, сражается доблестно и несгибаемо, злодей явно превосходит героя за счет быстроты и фехтовального мастерства. Он наносит одну рану за другой, и Рой за ним не успевает. Лишь в самом конце схватки шотландцу удается одержать победу, потому что Арчибальд раньше времени решает, что Рой обречен.
Иниго Монтоя против Робертса
В отличие от других поединков в нашем перечне, бой из «Принцессы-невесты» не вполне серьезен и не является боем до смерти. Два положительных героя фильма скорее соревнуются в фехтовании, чем пытаются друг друга прикончить. Но недостаток драматизма с лихвой компенсируется остроумием и изобретательностью персонажей, которые подкалывают друг друга не только шпагами… Актеры Кэри Элвес и Мэнди Патинкин сами исполнили все фехтовальные приемы. Помощь дублеров им понадобилась лишь в паре моментов, требовавших гимнастического таланта.
Джек против Уилла
Цикл «Пираты Карибского моря» подарил нам немало впечатляющих фехтовальных сцен, но нам до сих пор кажется, что самая удачная из них – ранняя сцена в первой картине, которая становится первым знакомством пиратского капитана Джека Воробья и кузнеца-оружейника Уилла Тернера. Пират не рассчитывает, что юноша что-то может ему противопоставить, но ремесленник оказывается мастером как молота, так и меча. Бой героев Джонни Деппа и Орландо Блума не так изощрен, как некоторые позднейшие поединки эпопеи, но его сравнительный реализм выигрывает на фоне дальнейшего «буйства пикселов». Кроме того, персонажи сражаются не только оружием, но и остроумными репликами.
Ахилл против Гектора
Эрик Бана – харизматичный актер, но Гомер не на его стороне. «Илиада» предписывает гибель Гектору, наследнику трона Трои, и когда принц выходит сражаться с великим воином Ахиллом, зрители понимают, что Гектор обречен. Те, кто не читал «Илиаду», ориентируются на известность исполнителя роли Ахилла – Брэда Питта нанимают не для того, чтобы он погиб задолго до конца ленты. Тем не менее схватка двух могучих военачальников оказывается эффектной и захватывающей. Она наглядно демонстрирует приемы, которые могли использовать воины Древней Греции. Хотя, конечно, это ни в коей мере не настоящая научная реконструкция.
Зорро против капитана Лава
Когда в голливудском кино сталкиваются американец и мексиканец, преимущество обычно оказывается на стороне первого. Если только второго не зовут Зорро. Защитник униженных и оскорбленных в мексиканской Калифорнии, Зорро в концовке фильма Мартина Кэмпбелла сражается со злодейским пособником Харрисоном Лавом – между прочим, реальным человеком, основателем «Калифорнийских рейнджеров» (это первая американская правоохранная структура Калифорнии). Ранее Лав убил брата Зорро, и герой мстит со смаком, демонстрируя чудеса фехтования и акробатики. Зорро сыграл Антонио Бандерас, который перед началом съемок шесть месяцев упражнялся в фехтовании с олимпийской сборной Испании и с легендарным постановщиком фехтовальных сцен Бобом Андерсоном.
Безымянный против Неба
Один из лучших мечников Китая против одного из лучших копейщиков. Схватку двух великих воинов в фильме Чжана Имоу разыграли два знаменитых мастера экранных боевых искусств – Джет Ли и Донни Йен. Стильная съемка и сюжетные нюансы боя Безымянного и Неба сделали это сражение лучшей боевой сценой фильма, хотя она и располагается в начале постановки, а не в ее финале. Впрочем, это закономерно. В «Герое» много экшена, но лента эта в основе своей философская, и было бы неверно завершить ее эффектным боевым эпизодом.
Квай-Гон Джинн и Оби-Ван Кеноби против Дарта Мола
Согласимся с расхожей мудростью – в 1999 году Джордж Лукас выпустил грандиозную, но нелепую и разочаровывающую ленту. Проблемы первого эпизода «Звездных войн» можно перечислять бесконечно. Однако во всем этом дегте есть ложка меда – дуэль между двумя джедаями и ситхом. Вообще-то, драться «двое против одного» настоящим героям не положено. Но если в дальнейшем двух ситхов оказывается достаточно, чтобы разгромить всю Республику с ее толпами джедаев, то в кульминационном сражении «Скрытой угрозы» преимущество на стороне злодея, хотя он в формальном меньшинстве. И он действительно задает джедаям перцу, орудуя уникальным двойным световым мечом.
Бой в замке
Конструируя сиквелы «Матрицы», Вачовски (теперь уже официально сестры, а не братья) перегнули палку со сложностью сюжета и сложностью спецэффектов. Однако несколько по-настоящему удачных сцен они все же создали. В их числе «матричная» схватка Нео со слугами Меровингена в замке злодея. Хотя персонажи не подчиняются законам физики, они лишь изредка их нарушают и в основном демонстрируют мастерски поставленную и изобретательно придуманную хореографию с несколькими сменами холодного оружия.
Разборка в Доме Голубых Листьев
Когда приходишь, чтобы убить босса мафии, тебе обычно приходится перед этим расправиться с армией прихвостней и телохранителей. Именно этим занимается Черная Мамба в кульминации первой части «Убить Билла». Вооруженная всего лишь одним самурайским мечом, героиня Умы Турман является в логово якудза и буквально прорубается сквозь армию пособников Водяной змеи, пока не добирается до той, ради которой пролила столько крови. Это, возможно, лучшая сцена из всех, которые когда-либо поставил Квентин Тарантино.
Юй Шулень против Юй Цзяолун
Тайваньский режиссер Энг Ли прославился как постановщик «женского» кино, романтического и мелодраматичного. Поэтому, когда он взялся за традиционный китайский жанр «уся» (кино с демонстрацией боевых искусств), лучшую боевую сцену он придумал не для мужчин, а для двух женщин – опытной воительницы и юной девушки, которая пытается вырваться из-под семейного гнета. Героини сражаются почти пять минут, и старшая из них успевает за это время сменить несколько видов оружия. Но все они оказываются бессильны против легендарного меча, который смогла заполучить и освоить младшая Юй.