Замечательное кино, прекрасно работающее и как приключенческий фильм, и как душевная драма о том, что прошлое невозможно изменить, но его можно принять
Шерил (Риз Уизерспун) успела многое пережить. Смерть матери (Лора Дерн) подкосила ее, и потерявшая точку опоры Шерил ударилась во все тяжкие – наркотики и беспорядочный секс разрушили ее брак, и теперь женщина не знает, как жить дальше. Возможным решением своих проблем она видит пешее путешествие в тысячу миль через всю Америку, но решиться на него оказывается проще, чем довести начатое до конца.
Автобиографическая книга Шерил Стрэйд, в которой она описала свое путешествие по стране после развода, стала бестселлером и заинтересовала Риз Уизерспун, которая приобрела права на экранизацию еще до того, как книга добралась до продажи. Шерил прислала звезде копию до выхода романа, потому что посчитала, что если кто-то и сможет сыграть ее в кино, то именно Риз. Ради «Дикой» Уизерспун отказалась от главной роли в «Больших глазах» (занявшая ее место Эми Адамс получила за этот фильм «Золотой глобус») и была вынуждена свести свое участие в «Исчезнувшей» только лишь к продюсированию. Актриса определенно увидела в этой ленте большой потенциал и не ошиблась.
Предыдущий фильм канадского постановщика Жан-Марка Валле «Далласский клуб покупателей» стал одним из главных событий 2013 года и удостоился охапки разнообразных наград, но к ленте были определенные претензии, и, как ни крути, она строилась вокруг мощнейших перформансов Мэттью МакКонахи и Джареда Лето – куда более искренних, живых и настоящих, чем сценарий этого скомканного «программного заявления». В «Дикой» от игры Уизерспун тоже зависит очень многое, но, к счастью, не все – несмотря на бесконечные просторы дикой Америки в кадре, это камерная, очень интимная и глубоко трогательная история о том, как легко спустить свою жизнь в унитаз и сколько пота, крови и слез понадобится, чтобы ее затем склеить.
Тем, кто ожидает от «Дикой» напряженного «сурвайвалистского» триллера о борьбе человека с природой, лучше сразу занизить планку ожиданий – да, несколько раз Шерил попадает в весьма неприятные и сложные ситуации (остается без воды под палящим солнцем, теряет обувь как раз в тот момент, когда у нее начинают отваливаться ногти на ногах из-за долгой ходьбы), но «Дикая» в первую очередь действует не на нервные окончания, а на сердце. Для Шерил эта «прогулка» – шанс окрепнуть не телом, а душой, возможность заново пережить самые тяжелые моменты своей жизни, чтобы затем переродиться для новой жизни на мосту Богов.
Блестящий монтаж вроде бы хаотично раскидывает по сюжету флешбэки, но в этой кажущейся беспорядочности тонкий математический расчет – кусочки мозаики неторопливо складываются воедино, но при этом вы не будете сидеть полфильма, не понимая, что происходит, кто все эти люди и что их связывает. Однако чем ближе к финалу, тем отчетливее вы будете понимать, как тяжело на душе у Шерил – для нее это не просто прогулка, чтобы «проветрить голову» после потери родителя и неудачного брака, тут и боль, и страх перед будущим, и огромное чувство вины.
На пути Шерил будет встречаться много людей – хороших, опасных, странных. В этих мимолетных встречах – целый мир, и когда ближе к финалу героиня столкнется на лесной тропинке с бабушкой и внуком, после чего переживет маленький катарсис, защемит сердце. Вообще «Дикая» – на редкость жизнелюбивое и человеколюбивое кино, которое при этом не впадает в благостную паточность – Жан-Марк Валле и его сценарист Ник Хорнби не читают нам энциклопедию человеческих сердец, а просто протирают окно в огромный, многообразный мир снаружи.
Выше было сказано, что от игры Риз Уизерспун здесь многое зависит, и актриса теперь имеет в своем резюме роль, которую по праву можно назвать «определяющей». Это смелая, глубокая, очень тонкая, богатая нюансами работа, с которой Уизерспун справляется на твердую «пятерку». Блистательный дуэт с ней составляет Лора Дерн, играющая мать Шерил, – эта пара такая органичная, такая «настоящая», что даже не замечаешь натяжку с их возрастом (Дерн всего лишь на девять лет старше своей экранной дочери). Приятно, что обеих отметили номинацией на «Оскар», хотя, конечно, «Дикая» – это больше, чем очередное «кино под Оскар», это фильм-друг, который может стать настоящим спасением и утешением для тех, кому кажется, что их жизнь летит под откос.