21 февраля 2021 года Алану Рикману могло бы исполниться 75 лет. Мало кто знает, что Рикман начал свою карьеру в кино в сорок один год, однако возраст не помешал ему стать одним из самых любимых и уважаемых британских актеров. Большинство зрителей помнят его по ролям Ханса Грубера в фильме «Крепкий орешек» и Северуса Снэйпа во франшизе о Гарри Поттере. Однако в его репертуаре есть и другие не менее замечательные образы.
Собрали для вас семь самых выдающихся актерских перформансов Алана Рикмана.
При всем уважении ко всем талантливым людям, принимавшим участие в «Робин Гуде» 1991 года, хочется отметить, что эта картина давно бы затерялась в пучине прошлых лет, если бы не выдающееся перевоплощение Алана Рикмана в одного из самых злых антагонистов на свете — шерифа Ноттингема. Актер совершенно бессовестно крадет фильм у его главной звезды — собственно Робин Гуда (Кевин Костнер). Спустя 30 лет чудаковатая фантазия на тему средневекового фольклора выглядит как идеальное guilty pleasure для всех фанатов творчества Алана Рикмана. Каждое появление шерифа в кадре хочется сопровождать громкими фанфарами и аплодисментами. Известно, что актер дважды отказывался от участия в ленте, но согласился, когда продюсеры пообещали ему полную свободу творчества. Таким образом, в монологах шерифа Ноттингема появилось столько ярких и забавных фраз, которые так понравились зрителям. К слову, именно за эту роль Рикман получил премию BAFTA как лучший актер второго плана.
Вероятно, одна из лучших экранизаций классического романа Джейн Остин «Разум и чувства» рассказывает историю двух сестер, которые оказались на грани нищеты после смерти отца и потери семейного состояния. И если старшая Элинор — скромная и сдержанная, то младшая Марианна — яркая и страстная, привлекающая к себе взгляды сотен мужчин. Рикману досталась роль полковника Брэндона — положительного во всех смыслах мужчины средних лет, безответно влюбленного в роковую красотку Марианну. После длительного периода ролей харизматичных злодеев британец неожиданно сыграл чистое воплощение человеческой добродетели и сразу же снискал море хвалебных отзывов от критиков и зрителей. Каким-то чудодейственным образом актеру удалось тончайше передать всю эмоциональную глубину переживаний крайне сдержанного и на первый взгляд абсолютно апатичного персонажа. Костюмная драма Энга Ли стала фаворитом на «Оскаре» 1995 года, но, Рикман, увы, остался без внимания академиков.
Ни один топ лучших ролей Алана Рикмана не может обойтись без роли Ханса Грубера в первой части «Крепкого орешка», и мы не собираемся нарушать эту приятную традицию. Обезоруживающе хитрый и ужасающе хладнокровный Грубер явно выделяется в общем калейдоскопе злодейских ролей британского актера. В первую очередь потому, что роль антагониста в «Крепком орешке» стала долгожданным дебютом Рикмана в кино: до этого сорокалетний актер играл преимущественно на подмостках британского театра. Во-вторых, благодаря невероятному таланту Рикмана Грубер вышел крайне разноплановым и харизматичным злодеем, что даже по нынешним меркам является редкой удачей для жанрового кино. Тот факт, что ни один из сиквелов «Крепкого орешка» не снискал такой повальной зрительской любви, лишний раз доказывает, что магнетический образ Рикмана в оригинале был и остается вне конкуренции.
Судья Терпин в готическом мюзикле «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» — очевидно нечто большее, чем еще один «плохой парень» в исполнении Алана Рикмана. Этот эгоистичный и угрюмый персонаж с легкостью мог бы превратиться в очередного картонного антагониста, но, к счастью, в актерском арсенале Тима Бертона был человек, способный наполнить глубиной любой, даже самый банальный экранный образ. Благодаря тонкой игре Рикмана судья Терпин стал более многогранным и, как ни странно, человечным. Стоит отметить, что во время работы над фильмом перед актером стояла весьма необычная задача: ему было необходимо как-то эмоционально выделить свой персонаж на фоне и без того не самых положительных героев Джонни Деппа и Хелены Бонем-Картер, которые, как-никак, без зазрения совести убивали людей и пускали их на пироги. Затмить такие прегрешения — не самый простой кейс.
Вышедший в 1996 году исторический мини-сериал «Распутин» является редкой и посему крайне примечательной работой Алана Рикмана на телевидении. В проекте телеканала HBO, конечно, не обошлось без традиционной киношной стигматизации Распутина. Но, к счастью, создатели не стали останавливаться на образе сумасшедшего и психически нестабильного колдуна. В исполнении Рикмана «царский слуга» предстал сложным, практически гамлетовским персонажем, который на протяжении всего сериала борется со своими внутренними демонами. Кроме того, британцу удалось сделать, казалось бы, невозможное — понравиться российской публике. Отечественный зритель всегда максимально скептически относился к попыткам Голливуда экранизировать российскую историю, однако перевоплощение Рикмана многим пришлось по душе. Американская пресса и вовсе рукоплескала — «Распутин» снискал сразу несколько наград «Эмми» и «Золотой глобус».
На франшизе о приключениях Гарри Поттера выросло не одно поколение детей — эти фильмы, как и книги, навсегда впечатались в культурный код человечества. Возможно, именно по этой причине роль заносчивого и вечно недовольного профессора зельеварения Северуса Снэйпа стала одной из самых любимых в актерской карьере британца. Примечательно, что на фоне других персонажей «поттерианы» (за исключением, возможно, профессора Дамблдора) Снэйп выглядел сложной и многогранной личностью, достойным актерским челленджем для такого мастера, как Алан Рикман. На протяжении всех семи фильмов ему приходилось постепенно реконструировать негативный образ, выстроенный вокруг мага, превращая его в трогательного трагического героя. Кроме того, Рикману удалось придать старосте Слизерина дополнительный колорит благодаря особой манере речи и блестящему взаимодействию с другими актерами.
Вероятно, лучший фильм покойного Энтони Мингеллы подарил нам еще один потрясающий актерский перформанс Алана Рикмана, редкий бриллиант среди крупных коммерческих проектов. В «Искренне безумно сильно» британец играет роль Джейми — мужчины, который возвращается к своей возлюбленной Нине в виде призрака после своей неожиданной смерти. В итоге перед главной героиней встает непростой выбор: быть преданной покойному человеку из прошлого или открыть свое сердце будущей любви. В этом плане картина Мингеллы составляет достойную конкуренцию культовому «Привидению» с большой поправкой на бюджет и масштабы. Впрочем, Рикману и его партнерше Джульетте Стивенсон удалось продемонстрировать химию между своими персонажами и без романизированных сцен с использованием гончарного круга. Кроме того, в «Искренне безумно сильно» до самого финала существует некая интрига — ни зритель, ни главная героиня не понимают, является ли Джейми призраком или всего лишь плодом воображения Нины. Рикману, как никому другому, удалось показать эту загадочную двойственность и эфемерность своего персонажа.