Не особенно примечательный, но достаточно компетентный очередной сезон популярного детективного сериала о Шерлоке Холмсе наших дней
После того как Шерлок Холмс (Джонни Ли Миллер) срывается, принимает наркотики и избивает до полусмерти своего бывшего наркодилера, капитан Грегсон вынужден отстранить Холмса и доктора Джоан Ватсон (Люси Лиу) от сотрудничества с полицией. Однако «отлучение» оказывается недолгим. В Нью-Йорк прибывает Морланд Холмс (Джон Ноубл), отец Шерлока и могущественный закулисный делец, и все обвинения с сыщика снимаются – к вящему неудовольствию Шерлока, который не желает иметь никаких дел со своим родителем.
Когда британский телеканал BBC и американский телеканал CBS с перерывом в два года представили публике две современных вариации на тему книг Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, было много разговоров о том, какой сериал лучше – лондонский «Шерлок» или нью-йоркский «Элементарно». Сейчас, по прошествии трех сезонов «Шерлока» и четырех сезонов «Элементарно», можно сказать, что те сравнения были некорректны, поскольку речь шла о принципиально разных зрелищах.
В то время как «Шерлок» – это редкие и короткие, но зато яркие и динамичные, порой гиперактивные свидания с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фрименом, «Элементарно» с Джонни Ли Миллером и Люси Лиу – шоу куда менее энергичное и ничуть не феерическое, но зато постоянное, каждую неделю предлагающее зрителям новое расследование и новую встречу с харизматичными актерами. Иными словами, если «Шерлок» – это обед в шикарном ресторане, то «Элементарно» – домашние котлеты с картошкой. Сытное блюдо, но не вызывающее никакого желания фотографировать его для Instagram.
Вероятно, именно поэтому «Элементарно» прочно закрепился в сетке вещания CBS и легко заработал продление на пятый сезон. Американским эфирным каналам хорошо подходят такие стабильные, «картошечные» детективные зрелища, которые не перекраивают свой мир в каждой новой серии и которые рассказывают умеренно интригующие истории, удерживающие зрительское внимание на протяжении 40 минут, но не застревающие в голове и не мешающие заснуть после завершения эпизода.
Пожалуй, главное отличие «Элементарно» от большинства конкурентов – отсутствие сентиментальной «мимишности». Конечно, она многим нравится, и любвеобильные детективные сериалы вроде «Костей» и «Касла» не просто так идут годами, а то и десятилетиями. Но когда шоу с круглосуточными обнимашками окружают со всех сторон, как зомби в постапокалиптическом хорроре, приятно для разнообразия посмотреть сериал, где даже любовные и семейные сюжетные линии подаются с эмоциональным холодком, а отношения между разнополыми главными героями за четыре сезона ни на миллиметр не приблизились к постели. Создатели «Элементарно» с самого начала обещали, что переиначивание Джона Ватсона в Джоан Ватсон не превратит дружбу героев Конан Дойла в преддверье брака, и пока они держат слово.
Введение в четвертом сезоне в сюжет Морланда Холмса наглядно продемонстрировало все то, о чем идет речь в предыдущем абзаце. В других шоу Морланд и Шерлок уже через пару-тройку серий отбросили бы прошлые обиды, крепко обнялись и начали бы вести себя как любящие отец и сын. В «Элементарно» же отношения этих героев развиваются по принципу «шаг вперед – два шага назад», и когда Холмсы в финале сезона надолго расстаются, нельзя сказать, что они сильно сблизились. Впрочем, для таких колючих и закрытых, самозацикленных людей небольшое сближение, которого они добиваются, – уже существенное достижение.
Чем еще примечателен четвертый сезон, кроме того что некоторые его серии украсил своей внушительной харизмой австралиец Джон Ноубл, бывший герой сериала «Грань»? Откровенно говоря, ничем. Сквозное детективное расследование, связанное с Морландом, оказалось куда менее интересным, чем обычные дела Шерлока и Ватсон. Несколько неожиданное появление у Шерлока новой девушки почти не повлияло на течение шоу, а эта героиня засветилась лишь в трех сериях. Честно говоря, даже не очень понятно, зачем было городить огород и приглашать Бетти Гилпин из сериала «Сестра Джеки».
В общем, из всех сезонов «Элементарно» четвертый получился самым стабильным и самым сфокусированным на расследованиях, среди которых оказалась осовремененная версия «Собаки Баскервилей». Учитывая все особенности шоу, это не позволяет поставить сезону больше «тройки». Но это крепкая и сытная «тройка», на грани «тройки с плюсом» – прежде всего благодаря отлично спевшемуся дуэту Миллера и Лиу. И еще тому, что в «Элементарно» Ватсон не смотрит Холмсу в рот, а оказывается талантливым сыщиком в своем праве – пусть и не столь опытным и гениальным, как ее напарник.