Захватывающее, неглупое и очень человечное кино о настоящих шпионах
Осень 1979-го. Во время исламской революции в Иране толпа штурмует американское посольство и берет в заложники всех его служащих. Скрыться удается лишь шестерым счастливчикам, нашедшим убежище у канадского посла. Поскольку их поимка и казнь остаются вопросом времени, ЦРУ решает организовать невиданную по своей смелости и абсурдности спасательную операцию: выдать дипломатов за съемочною группу несуществующего блокбастера.
Кажется, к тому, что Бен Аффлек – замечательный режиссер, успели привыкнуть абсолютно все. В двадцатый раз сравнивать его с Клинтом Иствудом и Джорджем Клуни (который изначально и планировал ставить фильм, но в итоге числится лишь в качестве одного из продюсеров) уже как-то неловко. Но в "Арго" Аффлек переходит на какой-то совсем новый уровень, не оставляя аргументов даже тем немногим, кто после «Города воров» обвинял его в нарциссизме. Роль он себе выбрал хоть и главную, но далеко не самую выигрышную.
У настоящего разведчика не может быть ярких черт или хлестких монологов, только запоминающиеся поступки. Его неприметный герой со склонностью к алкоголю и разваливающимся браком два часа копается в каких-то бумагах, подолгу смотрит в окна и натянуто улыбается паспортистам. Агент Тони Мендес – скорее, профессиональный зануда, и отчасти поэтому в своем деле он настоящий асс (совсем как в прошлогодней картине Томаса Альфредсона «Шпион выйди вон»). За человечность тут отвечают остальные – Джон Гудман, играющий реального оскароносного гримера Джона Чэмберса, Алан Аркин в роли выдуманного циничного продюсера, Брайан Крэнстон – темпераментный цэрэушный столоначальник и большинство попавших в беду дипломатов.
По большому счету "Арго" и строится на чередовании трех пространств. Из камерного тегеранского ада, где горстка людей прислушивается к каждому шороху во дворе, нас постоянно переносят в офисные будни Лэнгли, не забывая про гомерические зарисовки из голливудской жизни. В результате к шпионскому триллеру подмешивается бюрократический, а затем и кинопроизводственный. В самый ответственный момент для успеха должны сойтись все три, и по накалу фильм становится похож на авантюрные фильмы про ограбления, с поправкой на одиннадцать виселиц, что ждали бы Дэнни Оушена и компанию в случае провала. При этом то тут, то там второстепенные персонажи невзначай произносят грандиозные анекдоты (лучший, конечно, про то, что русские ни за что бы не потерпели такого обращения с их посольством и сразу ввели бы войска), а в кадр то и дело заглядывают разномастные придурки в диапазоне от минотавра до амазонки.
Публичное сжигание звездно-полосатых флагов на востоке никогда по-настоящему не выходило из моды, но после череды арабских революций и недавнего убийства посла в Сирии "Арго" получился злободневней лучших картин Майкла Мура. Человек менее тонкий на месте Аффлека непременно скатился бы тут в квасной патриотизм, но режиссер умудряется прямо с порога подкупить и международного зрителя, заявив прямо на титрах, что во всех бедах Ирана виноваты нефтяные махинации США и Великобритании.
Это здорово уравновешивает фильм, где добро красиво цедит виски и мечтает поскорее увидеть дом, а зло со звериным лицом кричит что-то про исламскую нравственность и массовые расстрелы. Зрительские симпатии все равно ведь будут на стороне запада. Хотя бы потому, что вешать людей на строительных кранах нехорошо.