Очередной шаг Enjoy Movies сделан в единственно правильном направлении: простая мораль, легкий, непошлый юмор, симпатичные актеры, динамика – зритель, взращенный на «Няньках» и «Дублере», оценит
Пронырливый и бессердечный риелтор Павел в погоне за удачной сделкой не остановится ни перед чем. А когда на кону стоит перепродажа старинного особняка за несколько миллионов долларов, молодой человек, ничуть не задумываясь, легко идет на обман, который оставляет без жилья невинную старушку. Только вот дом Павлу попался непростой, с характером. Словно по волшебству, каждую ночь Павел обречен метаться с места на место, чтобы предстать перед теми, кто о нем думает. Несколько таких ночей раскрывают молодому человеку глаза – вспоминают о нем совсем не те, кто хотелось бы…
О том, что делают для российского кино и отечественного зрителя ребята из Enjoy Movies, мы говорили уже не один и не два раза, компания давно стала брендом и не нуждается в особенном представлении. Как и те фильмы, что делают братья Андреасяны и Георгий Малков. Единственное, что стоит отдельно упомянуть в связи с выходом «Легок на помине», это тот факт, что опыт производства совершенно очевидно идет на пользу компании – у Enjoy образовалась собственная четкая возрастная шкала и распределение работ по целевым аудиториям. Создатели фильмов абсолютно четко представляют себе, что «Мамы» и «Что творят мужчины» или «Друзья друзей» и «Мужчина с гарантией» рассчитаны на разных зрителей, и с каждой последующей картиной все тщательнее разграничивают проекты. Так, рассчитанный скорее на семейную аудиторию «Легок на помине», в принципе, можно смотреть даже с детьми – он на удивление целомудрен и подчистую лишен шуток ниже пояса.
Как и практически любой волшебный абсурд на экране, «Легок на помине» бесполезно анализировать с точки зрения логики, это фильм-хохма. С какой стати дом оказался волшебным? Почему «проклятие» работает только в определенное время? Почему после исчезновений Павла о нем переставали думать те, у кого он только что был (иначе бы он постоянно возвращался)? Вопросов по «физике процесса» можно придумать множество, но нельзя относиться к «Легок на помине» как к научной фантастике. Это скорее сказка и волшебная фантазия, пусть же в ней работают волшебные законы. Тем более что по закону жанра зритель не должен отвлекаться на размышления о перемещениях, его дело смеяться.
А как у нас дела обстоят со смехом? Тут все весьма неплохо. Как мы уже отметили, юмор не имеет уклона в туалетный или постельный, здесь больше каких-то житейских общепринятых шуточек, не претендующих на особенное остроумие, но и не ставящих зрителей на уровень баранов. Поклонники Comedy Club, возможно, будут разочарованы определенной беззубостью, но зато остальные не испытают дискомфорта. За веселье в картине отвечает Гарик Харламов, и его персона – это, пожалуй, самая главная проблема фильма. Как к хохмачу и шутнику к нему нет совершенно никаких претензий – его умение смешить общеизвестно и сомнению не подлежит. А вот с другими сторонами актерских образов Гарику справляться удается слабо. Не слишком убедительным у него получается циник, оттяпывающий у пенсионерок дома и квартиры, в романтических сценах ему не хватает какой-то искренности и обыкновенной приземленной влюбленности, а уж про трагическую сцену с отцом, где герой должен проявить чувства, совсем не свойственные резидентам Comedy Club, лучше совсем не вспоминать, в ней Гарик ужасен. Но не будем о грустном, на грустное в картине отводится не больше минуты.
Не лучшим образом справляющемуся с ведущей ролью Харламову, казалось бы, должны помочь партнеры по площадке, но нельзя сказать, что кто-то стремился перетянуть на себя зрительское внимание. Кристина Асмус даже по сравнению с «Дублером» выглядит холодно-отстраненной, Екатерине Васильевой не хватает экранного времени, а у остальных актеров, кажется, даже и цели не стояло хоть как-то запомниться в кадре. А жаль, второстепенные герои вполне могли расширить вселенную картины.
Но не будем слишком придирчивы. Да, новой картине Евгения Абызова по-прежнему далеко до классики Гайдая или Рязанова, но, с другой стороны, это уже не «Самые лучшие фильмы» и не «Что творят мужчины», здесь и фантазии побольше, и старание прослеживается. Даже определенная мораль присутствует, впрочем, не слишком очевидная и явно рассчитанная на подростков, а не на циников-риелторов. Если оценивать «Легок на помине» в ряду предыдущих работ компании, то рывком картину назвать нельзя, скорее это твердый, уверенный шаг вперед. И то хлеб.
С 27 февраля в кино.