В экранизации советских пионерских страшилок "ССД" участников некого "Дома 2" вместе с Анфисой Чеховой разбирает на части маньяк. Выживет сильнейший.
Десять мальчиков и девочек, отобранных для реалити-шоу, привозят в заброшенный пионерлагерь, где оставляют наедине с полсотней видеокамер и зловещих репродукторов, из которых раздаются то "Взвейтесь кострами", то страшные анекдоты про черные занавески и синий ноготь, рассказанные загробным голосом. Первый же участник, которого увольняют из отряда большинством голосов, гибнет на месте, пронзенный арбалетной стрелой, вылетевшей из кустов. Сообразив, что репродукторы не шутят, а "реалити" трактуется режиссером чересчур буквально, пионеры ринулись на выход, но обнаружили глухой забор и пропущенный сверху ток. "Мальчики и девочки", между тем продолжает голос, "хотите послушать еще одну интересную историю?…" Кого-то замочат в сортире, кого-то банально пристрелят из "макарова", кому-то отрубят голову, а Анфису Чехову, например, покажут голой. Выживут сильнейшие. Впрочем, это уже спойлер.
Есть две священные коровы русской народной классики, до которых боятся дотрагиваться отечественные режиссеры – "Евгений Онегин" и пионерские страшилки. Таинственная русская душа, как и дребезжание гроба на колесиках, который через всю Москву едет к советскому ребенку, оставшемуся дома без родителей во время Олимпиады-80 – сюжеты слишком всем близкие, понятные и тонкие. Для работы с ними требуются острый глаз и музыкальный слух. Поэтому авторы "ССД" не стали подставляться и трогать пионерскую классику голыми руками. То есть экранизировать страшилки именно так, как они рассказаны: с гробами, черными занавесками и "детским шашлыком" (кто забыл: "у девочки был папа, который работал в ресторане: однажды он запер девочку в сарае, а сарай поджог"). Вместо этого они сменили декорации, пожертвовав циничному, но актуальному "Дому-2" советское ретро рубежа 80-х, когда, собственно, и расцветал жанр пионерских ужасов.
Что, вобщем, правильно. Фильм рассчитан на аудиторию, чей возраст вряд ли позволит оценить во всей красе пионерские реалии тридцатилетней давности. И аудитория уже "заточена" под американский слэшер и японский хоррор. Тонкий, сюрреалистичный, почти кафкианский юмор наших пионеров про печенье с синим ногтем и убийственный штырь, вбиваемый в дверной глазок, проехал бы, скорей всего, мимо кассы. Выбрали в результате нечто среднее, то есть "Фабрику звезд", превращенную в мясной отдел: глубокая взаимосвязь популярного молодежного формата и порнографической жажды смерти у тех, кто зарабатывает на этом формате деньги, показана в фильме очень натурально – голову здесь действительно отрезают, а Анфиса Чехова действительно появляется в кадре абсолютно голая.
Подводя итог, имеем на руках следующие цифры: массовая доля собственно пионерских ужасов составляет в фильме не более десяти процентов; примерно пять занимает японский хоррор, но скорее в традициях «Королевской битвы», а не «Звонка»; все остальное отдано на откуп слэшеру, где по сонной артерии проходятся серпом, по голове – молотком, а в туалете сочиняют композицию из трупа, крючьев и бачка от унитаза.
Слушая, как радостно смеялись на таких моментах наши молодые зрители, стало понятно, что "ССД" как новый российский хоррор свою задачу выполнил.