Ложь во имя спасения существует разве что в детских сказках. В реальной жизни любое сокрытие истины ведет к абсолютно катастрофическим последствиям: судьбы рушатся, крепкие браки трещат по швам, любимые люди уходят, а чувство вины прожигает в душе гигантскую черную дыру, залечить которую не всегда представляется возможным. В отличие от сказок, кинематограф имеет достаточно реальный взгляд на ложь и не тешит зрителей наивными хеппи-эндами. Собрали семь громких картин, которые по-разному раскрывают масштабы обмана.
В одноименной серии романов Патриции Хайсмит замкнутый интеллектуал Том Рипли имел все задатки социопата и редко задумывался о том, какие последствия влекут его необдуманные и чаще всего насильственные действия в отношении других людей. В экранизации Энтони Мингеллы герою Рипли дали некоторую толику человечности, природа его зла, впрочем, мало изменилась. Том Рипли в исполнении Мэтта Дэймона уверенно мимикрирует под студента престижного университета Принстон, тайно надеясь приобщиться к миру богатых и знаменитых. История главного героя продумана до мелочей — именно по этой причине ему каким-то чудом удается не запутаться в паутине собственной лжи. Тем не менее любое подобие близости с другим уничтожает все маски Рипли, а тем несчастным, что познали правду, уготована не самая приятная участь.
В основу классической комедии режиссера Роберта Маллигана лег одноименный роман Роберта Крайтона, описывающий жизнь легендарного авантюриста Фердинанда Демара. В фильме его роль исполнил звезда 50-х Тони Кертис. В отличие от большинства известных истории мошенников, в обмане Демара не было злого умысла. Он получал искреннее удовольствие от своих бесконечных перевоплощений, запудривая людям головы не ради выгоды, а во имя развлечения. Инсценировав собственную смерть, Фердинанд Демар фактически начинает жизнь с нового листа. Меняя имена, истории и документы, герой изображает священника, тюремного смотрителя, хирурга на корабле и даже школьного учителя. Разрушительная сила лжи в фильме воздействует разве что на самого Демара, который самовольно обрекает себя на вечное одиночество и бегство от мира простых людей.
Культовый неонуар Брайана Сингера использует пример ненадежного рассказчика, то и дело путая аудиторию внезапными сюжетными откровениями и твистами. Харизматичный перформанс Кевина Спейси, который не понаслышке знает, что такое жить двойной жизнью, добавляет «Подозрительным лицам» ощутимого реализма. Его герой — мелкий (на первый взгляд) мошенник Роджер Кинт по прозвищу Болтун — умелый манипулятор, способный создавать истории буквально из воздуха. В конце концов его талант сказочника оставляет с носом не только федералов, но и самих зрителей, которые к финалу фильма начинают сомневаться во всем, что они видели. От Фердинанда Демара из «Великого самозванца» Кинта отличает редкая способность к импровизации — основой для всех его рассказов становятся первые попавшиеся ему на глаза предметы — и определенная доля психопатичности. Кинт не просто получает удовольствие, обманывая людей, он откровенно насмехается над ними, то и дело доказывая, что никакой закон морали ему не писан.
В основу драматического фильма Билли Рэя легла статья Эйч Джи Биссинджера для журнала Vanity Fair. В ней рассказывается о стремительном взлете и скандальном крахе журналиста Стивена Гласса, работающего в журнале The New Republic в начале 90-х годов. Большая часть статей Гласса либо содержала откровенный вымысел, либо была придумана от начала до самого конца. Осознав острый интерес читателей к кликбейтам и «горячим» темам, главный герой (роль которого исполнил бывший Энакин Скайуокер Хейден Кристенсен) делает все возможное, чтобы добиться славы, признания и скорейшего продвижения в карьере. Особняком в фильме стоит тема морального давления, которое оказывается на сотрудников правительственных изданий. По большому счету Гласс стал жертвой жестокой системы, в которой хорошей журналистикой стала мертвая журналистика, а факты все чаще подменяются домыслами, резонирующими с идеями ведущих политиков.
В отличие от большинства представителей этого рейтинга, герой Барри Линдона (Райан О’Нил) из одноименной костюмной драмы Стэнли Кубрика имеет довольно серое понимание человеческой морали, в которой понятия правды и лжи отсутствуют как таковые. Когда ситуация располагает героя к искренности, он превращается в саму суть добродетели. Однако в стремлении добиться поставленной цели Линдон не прочь пойти по головам: обмануть, предать и уничтожить каждого, кто случайным образом окажется на его пути. Двоякое поведение героя парадоксальным образом вызывает к нему максимальное доверие — в этом и кроется главная опасность Барри Линдона. Ни одно его действие и слово нельзя считать однозначной правдой и ложью, проще просто никогда не иметь с ним дела.
Документалист Анджело Дж. Гульермо-младший в течение нескольких месяцев работал над фильмом о последствиях терактов, произошедших 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Одной из героинь его проекта стала Таня Хед — женщина, которая якобы чудом спаслась из здания Всемирного торгового центра. Душераздирающие рассказы Хед о пережитом ужасе были наполнены эмоциями и слезами, но, увы, не имели никакого отношения к реальности. Больше всего удивляет тот факт, что Хед удалось не только обмануть сотни людей, так или иначе связанных с терактом, но и построить большую карьеру на вымышленной истории спасения. Правда о Тане Хед, которая вскрылась далеко не сразу, легла в основу документалки «Женщина, которой не было». В ней сам Анджело, а также несколько людей из близкого круга Хед разоблачают личность главной страдалицы Нью-Йорка, которой во что бы то ни стало хотелось приобщиться к общей трагедии.
Победитель Каннского кинофестиваля 1989 года, эротическая мелодрама Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео» рассказывает о том, как обман рождает травматические переживания и почему люди склонны убегать от болезненной правды в мир иллюзий и демонстративного незнания. Главная героиня — скромница Энн в исполнении Энди МакДауэлл — не может понять причину угасших сексуальных отношений с мужем (Питер Галлахер). Знакомство со скромным Грэмом (Джеймс Спейдер) помогает ей осознать причину внутренних комплексов, суть которых лежит в паническом страхе быть преданной и обманутой снова. К счастью, Энн и Грэму удается полностью раскрыться друг перед другом и сформировать тонкую связь, основанную на общем чувстве уязвимости.