Грустная попытка снять комедию о таком смешном явлении, как российский стендап.
Света Артюхова (Валентина Мазунина) – полицейская без чувства юмора и вечная заноза для коллег и начальства. Однажды во время рейда выясняется, что в городском «Стендап-шоу» завелась сеть распространения запрещенных веществ, при этом в её цепочке совершенно случайно оказывается поклонник клубного юмора брат Светы. Принимается решение внедрить в среду стендап-комиков оперативного работника, который поедет с шоу по стране и узнает, кто является драгдилером. На это задание посылают Свету, потому что она мотивирована – тогда по завершении дела из-под стражи выпустят её брата.
Валентина Мазунина – это наш ответ Мелиссе МакКарти. Она обладает не меньшим комическим потенциалом и обаянием, чем её голливудская коллега. И, может быть, даже и большим, если писать для нее хорошие роли. С «Горько!», «Реальными пацанами» и «Иванько» Валентине повезло. А вот со «Стендапом под прикрытием» катастрофически не покатило.
Это не значит, что «Стендап…» – плохой фильм. У него бодрое и весёлое начало, где Света в погоне за преступником заскакивает в машину к Михаилу Тройнику, который играет рандомного водителя, решившего «побомбить» ночью, и, согласно пресс-релизу, должен стать потенциальным женихом Светы. Тройнику, по идее, нужно бы появиться где-нибудь ещё в фильме, но нет. Он не появится ни в конце, ни в середине, ни в какой-либо ещё сцене, кроме первых 10-15 минут, и так и останется красивым, смешным и интригующим эпизодом. Вообще в «Стендапе под прикрытием» много эпизодов, которые могли бы стать настоящим взрывом смеха, но почему-то не стали. Почему? Попробуем разобраться.
Структура сюжета «Стендапа под прикрытием» всем хорошо знакома. «Старски и Хатч», «Мачо и ботан», даже «Эйс Вентура» – список бесконечен. Колорит отечественной комедии прекрасен, Мазунина честно отрабатывает свои внешние и внутренние данные. Всё это хорошо и интересно до первых натужных шуточек.
Сейчас постараемся объяснить масштаб проблемы. Допустим, вы руководите FM-станцией и ищете ведущих эфира. Казалось бы, какие проблемы, нужно зайти в любой драматический театр, и там вы найдёте целую труппу ди-джеев с идеальной дикцией и, возможно, неплохим и понятным для слушателей чувством юмора. Но в 99% случаев профессиональные актёры интонируют так, как будто стоят на авансцене, с чувством, толком, расстановкой, но люди должны верить, что с ними разговаривают как с приятелем, а не декламируют. Та же проблема и в кино. Короли зарубежного юмора, такие как Эдди Иззард, Луи Си Кей, Эдди Мёрфи и другие, больше склоняются к работе со зрителями, но при этом активно работают в киноиндустрии. Наши актёры так не умеют, если не брать редкие случаи. Мы можем сколько угодно читать про то, что к сценарию «Стендапа под прикрытием» приложили руку лучшие российские комики, но когда мы видим и слышим, что за артистов писали шутки другие люди, это оказывается совсем не смешно.
Помните фильм «Статус: Свободен» с Данилой Козловским, который играет стендап-комика? Ничего не мешает нам искренне смеяться во время его выступления, ведь он читает шутки из сценария. Это не его юмор. В «Стендапе под прикрытием» ситуация ещё хуже. Кирилл Нагиев, Зоя Бербер и другие действующие лица долго тренировались, читая на публике монологи, но это не помогло. Актёрский стендап выдаёт нам не людей, а артистов. Самый нелепый случай – когда, исходя из скрипта, «комики» решают поработать над «заходами», то есть якобы придумывают шутки и неискренне смеются. На этом фоне их менеджер, желающий тоже проявить чувство юмора, смотрится живее, чем все юмористы, вместе взятые.
В фильме выстреливают не номера, а находки, больше похожие на экспромты и чистой воды дуракаваляние, вроде наркодилера в исполнении Владимира Епифанцева в садомазохистской амуниции и на каблуках. Или допрос Ильи под песню Тимы Белорусских, звучащую из мегафона. Или первый и последний выход на сцену Светы Артюховой, которая не шутит, а серьёзно предупреждает зрителей об опасности, но это выглядит как комический эпизод. Но здесь есть и другая, потенциально юмористическая ситуация, где Мазунина и Нагиев изображают своих героев, находящихся под воздействием наркотиков. Она оставляет стыдное ощущение, ведь все мы видели «Волка с Уолл-стрит», где Леонардо ДиКаприо выдаёт мастер-класс, как уморительно сыграть человека на запрещённых препаратах.
Ещё один прокол – это Ефим Шифрин. Он хороший актёр, но в данном случае он играет в фильме ростовского авторитета, решившего позабавить свою дочь с помощью насильно приглашенных комиков. Кинозритель знает Шифрина как эстрадного исполнителя из телевизора, поэтому трудно отделаться от навязчивой мысли: «Зачем он здесь? Почему Шифрин? У нас мало актёров, которые могут сыграть бандита?» Если бы было камео, тогда это стало бы логичным выходом из ситуации.
Справедливости ради, надо похвалить режиссёра Олега Асадулина и сценаристов за то, что они взялись за сложные экспедиции в разных российских городах, а не только в Москве. При этом фильм не является роуд-муви, он действительно исследует природу смеха и гастролирующих юмористов. Но авторы, похоже, сами запутались, про что снимают. Тут и стандартный комический сюжет о копе под прикрытием, и высказывание о моде на бодипозитив, и поднята тема проблем провинциальных городов. Только ни одна из мыслей не доведена до конца, и вот это печально.