Уныние, тлен и безысходность. Несколько тысяч человек исчезли с лица земли, а вместе с ними исчезло спокойствие, уверенность в завтрашнем дне, религия. В таком мире жить не хочется, поэтому и зрители у экранов пилота «Оставленных» тоже мечтают исчезнуть
Не предвещавшим ничего необычного днем человечество столкнулось с необычным явлением – два процента населения планеты просто исчезло, словно их никогда и не было. Пропали медийные лица и никому не известные обыватели, взрослые и дети, мужчины и женщины. Ни наука, ни религия не могут объяснить произошедшее, мир наполнили непонимание и скорбь. Шериф небольшого городка, семья которого в результате странного «вознесения» оказалась разделенной, пытается сохранить самообладание и остатки контроля над городом, где власть над умами переходит от светской власти к сектантам и сомнительным целителям.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: хорошая фантастическая, мистическая, приключенческая история заключается вовсе не в том, чтобы разрушить полмира или умертвить как можно больше людей. Качественное художественное или кинопроизведение получается тогда, когда удается создать героев, которые адекватно реагируют на происходящее с ними, когда сложившиеся обстоятельства удачно обрамляют человеческие чувства и эмоции, когда необычное становится фоном обыденности. Несложно поверить в гигантских боевых роботов, в пришельцев с Марса или оживших мертвецов, а вот фальшь персонажей, реакция простых людей на необыкновенные события, в которые им приходится погружаться, чувствуется моментально. Именно это и становится главной точкой приятия или неприятия «Оставленных» – вера в предлагаемые человеческие эмоции.
По мнению автора одноименной книги, ставшей основой шоу, Тома Перротты, утратившее 2% своих представителей человечество уже не сможет оправиться от удара. Скорбь захлестнет каждого, привычная жизнь замрет, а люди перестанут верить в Бога. Сомнительный посыл. Представить масштабы трагедии несложно, вообразите, что в вашем пятидесятиквартирном подъезде исчезли жители одной из квартир. Что-то для вас от этого изменится? Да большинство из нас этого даже не заметит. Такая удивительная вещь, как это «вознесение», коснется далеко не каждого. Отчего тут миру пойти кувырком, совершенно непонятно.
Собственно, и сам автор понимает, что задает противоречивые данные, ведь главными героями книги и сериала стала семья из четырех человек, которых напрямую исчезновение не коснулось. Однако, по мнению сценаристов, событие должно потрясти всех, поэтому глава центрального для истории семейства занят тем, что борется за сохранение остатков «нормальности» в городе, его супруга совершенно двинулась на почве всеобщей истерии и примкнула к секте, посвященной тому, чтобы напоминать о произошедшем всем, кто желает вернуться к нормальной жизни, сын защищает сомнительного вида целителя, облегчающего страдания тем, кто все еще не может смириться с утратой, а дочь цинично отстраняется от всего, что видит вокруг. Пилотный эпизод расставляет фигуры на шахматной доске сериала таким образом, что первой мыслью зрителя становится: «Какого лешего здесь происходит?!! Почему все такие идиоты? Есть ли в сериале хоть один нормальный человек?»
С нормальными действительно все очень плохо. Не отнести к здравомыслящим ни слабохарактерного мэра, ни бывшего пастора, который сейчас занят разоблачением теории божественного вмешательства, ни продолжающих страдать даже спустя три года после потери новых адептов секты «напоминальщиков». Авторы желали показать мир, полный скорби, мир, потерявший ориентиры, мир, утративший цели и смысл жизни. Что ж, определенный раздрай и панику показать получилось, но все попытки выглядеть серьезными наталкиваются на стену непонимания: как можно жизнь всего мира превратить в непрерывный плач? Переживала планета кризисы и пострашнее, и ведь поднималась с колен.
По первому эпизоду что-то определенное говорить об актерах непросто, пока они просто тыкаются по кадрам, как слепые котята. Уже понятно, что главным мотором шоу избран Джастин Теру, который старательно изображает игру в драме уровня Линча или фон Триера, но пасует на фоне всеобщего мрака и серости. Главному имени сериала – Лив Тайлер – пока проявить себя было не в чем, а то, что показать удалось, говорит лишь о том, что траур ей не к лицу. Слегка повращал в кадре глазами Кристофер Экклстон, но и ему развернуться пока негде. В результате наиболее ярко стартовали Маргарет Куэлли и Эмили Миде, играющие школьниц, наблюдающих за происходящим со здоровой долей скепсиса. Так происходит и в жизни – никто не запоминает плакальщиков на похоронах, все они выглядят одинаково.
Сложно представить себе хоть какую-то причину для того, чтобы светлые летние вечера посвящать унылой (в прямом смысле) драме о вселенской скорби и потере ориентиров, где каждый герой только и делает, что страдает с той или иной интенсивностью. Разве что надеяться на необычный поворот в сюжете или возникновение хоть какой-то интриги, кроме той, что произошла за кадром. Герои считают, что самое интересное в их жизни уже произошло в момент «вознесения», поверить в это по пилотному эпизоду очень легко. Но и стимула смотреть вторую серию от этого не появляется.