Уже почти сорок лет прошло с того момента, как на экранах кинотеатров появился фильм о загадочном монстре, пробравшемся на транспортный космический корабль и уничтожившем всю его команду
Презервативы и икра против компьютерной графики – «Чужой»
Сегодня кинематографисты избалованы возможностями реалистичной компьютерной графики, а вот сорок лет назад Ридли Скотту и его подвижникам приходилось идти на самые немыслимые ухищрения, чтобы удивить зрителей «Чужого». И в ход шли самые невероятные предметы и ингредиенты – например, слизь, покрывающая тело ксеноморфа, и слюна, текущая из его пасти, являются не чем иным, как гигиенической смазкой, используемой в том числе и в качестве интимного геля. В дополнение к этому некоторые части сброшенных лицехватом и самим монстром кожных покровов были выполнены из разрезанных и растрепанных презервативов. Не менее любопытен и состав биологической смеси, которой был наполнен Эш, – жуткое белесое месиво состояло из измельченных спагетти, кусочков устриц и прочих морепродуктов, а также сухого завтрака, залитого молоком. Авторы были молоды и умели повеселиться!
Первое появление «грудолома» было сюрпризом для актеров – «Чужой»
Конечно, это не более чем красивый миф, актеры на съемочной площадке были в курсе того, что персонажу Джона Херта предстоит погибнуть при «родах» следующей после «лицехвата» формы развития «чужого». Когда мы говорим о сюрпризе, мы имеем в виду то, что никто, кроме художников и режиссера, не представлял, насколько появление «грудолома» будет кровавым и страшным. Скотт планировал заснять эту сцену с одного дубля, поэтому в помощь специалисту, который под столом двигал «тушкой грудолома», туда же были посажены еще два специалиста с большими шприцами, наполненными бутафорской кровью. Одна из струй этого «кровеносного сосуда» брызнула прямо в лицо Веронике Картрайт, и Ридли Скотт получил ровно ту реакцию, на которую рассчитывал, – неподдельный шок. Много позже Сигурни Уивер вспоминала, что им стоило догадаться о подвохе – вся съемочная группа для съемки, казалось бы, несложной сцены облачилась в дождевики.
Группа «The Who» поспособствовала созданию фильма – «Чужой»
Сцена, в которой помощник капитана Кейн опускается в таинственный зал, заполненный загадочными яйцами, – одна из самых тревожных в фильме. С нее начались все злоключения героев «Чужого», здесь от прикосновения человека пробудилось древнее космическое Зло. Помните ли вы зловещее голубое свечение, словно укрывающее кладку от посторонних? Считается, что его не было бы без участия британского музыкального коллектива The Who. Все дело в том, что Ридли Скотт однажды стал свидетелем того, как группа, готовя сцену к очередному своему шоу, тестировала дымовые и лазерные установки, создающие в воздухе фантастические картины. Эффект настолько впечатлил режиссера, что он решил использовать его в фильме, придав картине футуристическую и загадочную атмосферу.
Таможня испугалась «лицехватов» Гигера – «Чужой»
О том, что дизайном всех инопланетных монстров франшизы «Чужой» занимался швейцарский художник, скульптор и дизайнер Ганс Рудольф Гигер, знает любой поклонник фильмов серии. И, разумеется, всем известно, что каждая из тварей, созданных им, по-своему ужасающа. Настолько ужасающа, что в процессе создания «Чужого» Гигер сумел до смерти напугать американских пограничников и таможенников. Накануне съемок художник отправил из Европы в Штаты несколько выполненных из глины и гипса вариантов «лицехвата», и вы можете только представить себе, какой шок испытали досматривающие груз работники таможни. Ужасающую посылку задержали, и сценаристу Дэну О’Бэннону пришлось вылететь в Лос-Анджелес, где он провел целый день, объясняя, что это модели для будущего фантастического фильма. Неизвестно, что себе напридумывали таможенники – опасались ли они, что это необычная бомба или загадочный футляр для контрабанды, – но О’Бэннону удалось-таки настоять на пропуске груза.
Вселенные «Чужого» и «Бегущего по лезвию» связаны – «Чужой»
Поклонники творчества Ридли Скотта давно спорят о том, насколько близки вселенные, в которых разворачивается действие картин «Чужой» и «Бегущий по лезвию», многие полагают, что это единый мир, подлинную связь андроидов и репликантов в котором нам еще только предстоит понять. Фанатов натолкнула на такие мысли простая деталь – в финале «Чужого» в шаттле, где укрываются Рипли и Джонс, на экране монитора можно разглядеть надпись ENVIRON CTR PURGE 24556 DR 5, ровно те же загадочные команды видны на контрольной панели летающего авто, в котором в начале «Бегущего» сидит Декард. Проще всего это объяснить, нет, не случайным совпадением, а тем, что в целях экономии Скотт просто использовал дважды одни и те же кадры в двух своих картинах. Но когда фан-сообщество искало легкие пути? Будем надеяться, что в 2017-м, когда на экраны выходят и новый фильм о Чужих, и продолжение «Бегущего по лезвию», в топку конспирологии будут подброшены новые дровишки.
Названия кораблей взяты из книги Джозефа Конрада – «Чужие»
Британского писателя с польскими корнями Джозефа Конрада Ридли Скотт никогда не называл в числе вдохновляющих его авторов, но одно то, что для своего режиссерского дебюта постановщик выбрал рассказ именно этого литератора, говорит о многом. Как ни странно, во франшизе о ксеноморфе остаточно отсылок к Конраду, так, «Ностромо» – это название романа 1904 года, в котором рассказывается об освободительной борьбе вымышленного африканского народа. Имя спасательной шлюпки, укрывшей Рипли – «Нарцисс», – отсылка к роману «Негр с “Нарцисса”». Даже Джеймс Кэмерон не стал ломать положенную Скоттом традицию – десантный корабль в «Чужих» получил название «Сулако» по имени города, в котором разворачивается сюжет романа «Ностромо».
Джеймс Кэмерон знает цену времени – «Чужие»
Джеймс Кэмерон, автор второго фильма франшизы, известен своим перфекционизмом и тщательным подходом к самым мелким деталям в своих фильмах, для него не существует слов «не важно» и «так сойдет». Особенно щепетилен он в вопросах соответствия реального времени в фильме и хронометража сцены. Например, в «Чужих», когда экипаж «Сулако» приближается к опустевшей колонии, командир объявляет десантникам, что у них есть только десять секунд, чтобы преодолеть поверхность LV-326. Вы можете засечь на собственных часах – сцена длится ровно 10 секунд. Далее там же в финале фильма пятнадцатиминутный обратный отсчет до уничтожения колонии длится ровно заявленные 15 минут экранного времени – за эти четверть часа Рипли успевает спасти Ньют и избежать собственной смерти.
Бэтмен в гостях у Чужого – «Чужие»
Чтобы снять для «Чужих» инопланетную колонию, Джеймс Кэмерон на несколько месяцев «оккупировал» заброшенное здание электростанции в пригороде Лондона, именно здесь в одном из цехов была построена киношная установка регенерации атмосферы, где по сюжету военный экипаж «Сулако» наткнулся на кладку яиц ксеноморфов. Мало кто знает, что в этих же декорациях снимался и другой культовый фильм – в «Бэтмене» Тима Бертона бывшая электростанция сыграла роль химического завода Ace Chemicals, того самого, в чан с ядовитым варевом которого упал герой Джека Николсона, чтобы возродиться Джокером. По рассказам членов съемочной группы «Бэтмена», когда они явились в цех для подготовки к съемкам, некоторые из яиц чужого все еще стояли там – зрелище, пугающее даже тех, кто работал бок о бок с известным своей мрачностью и готичностью Бертоном.
Сигурни Уивер пробила оборону Американской киноакадемии – «Чужие»
За свою работу в «Чужих» Сигурни Уивер была отмечена номинацией на премию «Оскар» в категории «лучшая актриса», и это было настоящим прорывом – ранее фантастические картины никогда не были представлены в этой номинации, а sci-fi считался жанром, неспособным дать миру женские образы, достойные «Оскара». Уивер тогда заветную статуэтку не получила, но ее появление среди претендентов открыло двери для последовательниц – Кейт Уинслет за роль в «Вечном сиянии чистого разума» и Сандры Буллок за «Гравитацию» в том числе. Всего же франшиза «Чужой/Чужие» отмечена одиннадцатью номинациями и тремя «Оскарами» – неплохо для безжалостной твари из космоса.
Кэмерону пришлось воевать со съемочной группой – «Чужие»
Когда знакомишься с воспоминаниями участников съемочного процесса «Чужих», приходишь к выводу, что фильм появился, преодолев сумасшедшее сопротивление, встретив которое большинство проектов просто развалились бы. Оказывается, Джеймс Кэмерон, прибыв для работы над фильмом на знаменитую британскую студию «Pinewood», столкнулся с категорическим неприятием со стороны той части команды, что работала еще со Скоттом. Британские кинематографисты были не только преданы оригинальному фильму и в штыки воспринимали любые изменения, им сам режиссер казался неопытным мальчишкой. В самом деле, за плечами Кэмерона тогда были только «Пираньи 2» да не вышедший пока в прокат «Терминатор», так кто он такой, чтобы указывать, кому что делать? Мятеж был сломлен, когда Кэмерон уволил своего первого помощника, а на деле – главного саботажника Дэрека Крэкнелла, а с тем ушли и наиболее непримиримые противники постановщика. Что ж, это был их выбор, они собственноручно вычеркнули себя из титров одного из самых значимых фантастических фильмов ХХ века.
«Черная дыра» имеет ДНК Чужого – «Чужой 3»
Если уж у «Чужих» были производственные проблемы, то что тогда говорить про «Чужого 3» – эта картина прошла все круги ада, прежде чем добралась до экрана. Достаточно сказать, что только сценарий третьей части прошел через десяток рук – в какой-то момент, за пару итераций до финала, скриптом к «Чужому 3» занимался не слишком известный на тот момент автор Дэвид Туи. Автор «Черной дыры» утверждает, что именно он перенес действие картины на планету-тюрьму, и нам остается только поверить в слова сценариста – ведь следом за другими он покинул проект, не доведя текст до идеала. Расставание с «Чужим», впрочем, Туи лишь раззадорило – он идею монстров, напавших на инопланетную исправительную колонию, не оставил и со временем преобразовал ее в сценарий «Черной дыры», подарив зрителям Риддика.
Зеков могли заменить космические монахи – «Чужой 3»
Незадолго до того, как сценарий третьего фильма франшизы попал в руки Дэвида Туи, его переработкой занимался новозеландский режиссер и сценарист Винсент Уорд. Полагаете, у Туи была странная идея с планетой-тюрьмой? Уорд нагородил больше – действие сюжета, придуманного им, должно было разворачиваться на деревянной планете, населенной странствующими космическими монахами. К счастью, боссы Fox быстро смекнули, во что им обойдется постройка деревянных декораций, так что вопросы обоснования появления космического тела из дерева даже не возникли – сценарий попросили переписать, Уорд засопротивлялся и был уволен. Любопытно, что Уивер много позже говорила, что ей идеи Уорда показались интересными и она с удовольствием сыграла бы в его «деревянном» варианте «Чужого 3».
Мяч в корзине! – «Чужой: Воскрешение»
О том, насколько четвертая часть уступает великим первым двум картинам, говорит тот простой факт, что обычный зритель вряд ли сможет вспомнить из «Чужого: Воскрешение» сцену красочнее той, в которой Рипли не глядя забрасывает баскетбольный мяч в корзину, расположенную за ее спиной. Казалось бы, Сигурни Уивер делает это легко и непринужденно, даже как-то походя, экспромтом, но на деле сцену снимали довольно долго. Актриса упорно не хотела сдаваться фортуне и режиссеру Жан-Пьеру Жене, который настаивал на том, чтобы нарисовать попадание мяча на компьютере. В конце концов, не на третий дубль и даже не на десятый, Уивер попала-таки в кольцо, чем удивила и одновременно расстроила Рона Перлмана. Его реакцию вы даже можете увидеть на экране – говорят, он поспорил с кем-то из коллег, что Сигурни никогда не забросит мяч, и сильно проигрался.
Рипли и Чужой могли сразиться на Земле – «Чужой: Воскрешение»
Обычно Джосс Уидон предпочитает не отзываться негативно о проектах, в которых он принял участие, но относительно четвертого фильма о ксеноморфе его мнение давно известно: будущий родитель «Мстителей» считает, что продюсеры и студийные боссы загубили лучшие идеи, которые он им предлагал. Если бы фильм получился таким, каким видел его Уидон, то в нем Рипли была бы отправлена на второй или даже третий план, а основное внимание было бы уделено клонированию Чужих, обустройству фермы по выращиванию яиц и модификации генов инопланетных тварей. Финал же Уидон представлял себе разворачивающимся на Земле. Сцену встречи и последней схватки Рипли и Новорожденного сценарист написал во множестве вариаций, как минимум были прописаны заключительные главы с битвой в лесу, на футутристической свалке, в пустыне и в больничном отделении для рожениц. Увы, все они были отвергнуты, студия предпочла закончить все еще на подлете к нашей планете.
NASA открыло свои тайны – «Прометей»
«Прометея» можно ругать сколько угодно, фильм заслуживает всех критических стрел, которые в него выпустили, но одно не подвергается сомнению – визуально он чертовски хорош. Связано это, оказывается, с тем, что Ридли Скотт на этапе проектирования обратился за помощью в Американское аэрокосмическое агентство, и там ему пошли навстречу – в частности, режиссер получил в пользование тысячи снимков поверхности Марса в самом высоком разрешении. Разумеется, снималось кино на Земле, космические пейзажи сыграли природный парк в Исландии и долина Вади-Рам в Иордании, но вдохновлялись художники фотографиями Красной планеты, ее дюнами, скалами и видом крупнейшего в Солнечной системе вулкана. Больше того, откроем вам секрет, что и вид заглавного космического корабля Ридли Скотту подсказали в NASA – прототипа «Прометея» у них, конечно, нет, но дизайнеры-футуристы без работы не сидят, проектируют то, что отправится на иные планеты лишь через сотни лет.