Что посмотреть
Охотники за призраком Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP5zCLyNF8
Обзоры

10 самых впечатляющих кинобитв

Американские солдаты вступают в схватку с Годзиллой, Люди Икс борются со Стражами, Том Круз крушит армию мимиков, Автоботы объединяются с Диноботами в битве за Землю, люди противостоят планете обезьян, Геракл останавливает захватчиков Фракии – боевых сцен в кино только в этом году столько, что глаза разбегаются

Добавить в закладки
Смешались в кучу кони, люди…

Американские солдаты вступают в схватку с Годзиллой, Люди Икс борются со Стражами, Том Круз крушит армию мимиков, Автоботы объединяются с Диноботами в битве за Землю, люди противостоят планете обезьян, Геракл останавливает захватчиков Фракии – боевых сцен в кино только в этом году столько, что глаза разбегаются. Что-то мы будем вспоминать спустя годы, что-то безвозвратно сотрется из памяти. Современные кинематографисты научились снимать битвы так, что они захватывают дух, но довольно часто схватки снимаются только ради схваток. Мы же решили обратиться к тем картинам, которые хоть и впечатляют размахом баталий, но несут в себе нечто большее – эти фильмы по-настоящему эпичны, как и показанные в них битвы.

«Война и мир» (1965)

Кадр из фильма "Война и мир"

Грандиозная постановка Сергея Бондарчука была настоящей, а не экранной битвой. Во-первых, картина была частью идеологической схватки между Америкой и СССР. В середине 50-х в Штатах на экраны вышла весьма вольная трактовка романа Толстого, приведшая в бешенство советское руководство. На создание ленты, которая покажет настоящий русских дух, были брошены лучшие силы и несметные денежные средства (в пересчете на современный доллар бюджет «Войны и мира» превышает двухсотмиллионную отметку). Во-вторых, битва была на съемочной площадке. Сергей Бондарчук и без того личностью был не особенно дружелюбной, а тяжелая нагрузка превратила его в настоящего тирана – народ со съемок убегал в ужасе, а сам режиссер от нервного истощения даже испытал остановку сердца. Что же касается самого экранного сражения при Бородино, то тут оценки расходятся. Современники утверждали, что для съемок была привлечена массовка численностью в 120 тысяч человек, однако сейчас специалисты полагают, что эта цифра приукрашена более чем вдесятеро. Однако филигранный монтаж и восхитительные операторские находки создают головокружительный эффект грандиознейшей битвы. Ничего более масштабного отечественное кино не создало до сих пор.

«Тора! Тора! Тора!» (1970)/«Перл Харбор» (2001)

Кадр из фильма «Тора! Тора! Тора!»

Американцы сняли два великих фильма о самом позорном поражении в своей истории (да, мы не шутим, два), выбрать лучший среди которых непросто. Картина 1970 года, конечно, не может сравниться с лентой Майкла Бэя размахом спецэффектов, но это лишь подчеркивает ее величие. Демонстрация военных хитростей, скорости атак японской авиации захватывает дух при просмотре картины Ричарда Флайшера и его японских коллег. Показанная с двух сторон история разгрома американской военно-морской базы раскрывает все невидимые на первый взгляд события, приведшие к началу тихоокеанского этапа Второй мировой войны. В картине 70-го были использованы полномасштабные реплики авиации и кораблей, поэтому атака Перл Харбора выглядит в ней невероятно натуралистичной. Что же касается «Перл Харбора» Бэя, то это кино стало не только демонстрацией возможностей CGI-подразделений студии, но и ярчайшим примером воодушевляющего патриотического кино, пусть и существенно упрощенного и обильно сдобренного клюквой. Проиграть битву еще не значит проиграть войну!

«Звездные войны: Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма "Звездные войны: Новая надежда"

Обойти стороной классическую трилогию Джорджа Лукаса «Звездные войны» мы не могли никак. В то время как остальной кинематограф еще только делал первые шаги на новой неизведанной почве масштабного кино с обилием динамичных сцен, способных приводить зрителей в неописуемый восторг, Люк Скайуокер уже творил чудеса. «Звездные войны» устраивали битвы в зеленых джунглях, пустынях и на заснеженных просторах, но эпичнейшей схваткой первой трилогии мы считаем атаку на Звезду Смерти. Кучка повстанцев отправляется на уничтожение космического объекта размером с Луну – от одного этого бегут мурашки. Пусть за время пути к сердцу зла погибает почти все войско революционеров, закроем глаза на то, что огромная космическая махина разрушается от единственного точного выстрела. Это легенда, а легенда должна быть грандиозной!

«Апокалипсис сегодня» (1979)

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»

Не одной, впрочем, фантастикой силен американский кинематограф. «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы был не только военным фильмом, это было настоящее высказывание, оценка происходящего в стране и мире, отчетливо проговоренная с совершенно явными акцентами и ударениями. Знаменитая сцена атаки американских геликоптеров на вьетнамскую деревню – это не только одна из лучших батальных сцен 70-х. Оформленная грозным вагнеровским «Полетом валькирий», она ставит знак равенства между тем, что делала армия США в Азии, и зверствами гитлеровских войск в Европе (Гитлер, как известно, восхищался произведениями Вагнера). Более открытого, смелого манифеста осуждения действий Америки во Вьетнаме припомнить сложно, тем более что снято все так, что запах напалма при просмотре бьет в нос почти буквально.

«Спасти рядового Райана» (1998)

Кадр из фильма «Спасти рядового Райана»

Героических страниц в военной истории Соединенных Штатов тоже хватает. Высадка в Нормандии, открывшая второй фронт, может, и не является образцом стратегического гения (немецкие позиции были просто засыпаны американским пушечным мясом), но одним из переломных моментов Второй мировой безусловно стала. То, как кровавый бой на пляже Омаха показал Стивен Спилберг, на долгие годы стало образцом демонстрации ужаса военной атаки, беспощадной, стремительной, сводящей окружающими смертями с ума. «Тонкая красная линия», «Письма с Иводзимы», «Враг у ворот» пытались повторить «эффект Омаха-бич», но Спилберг, пожалуй, по-прежнему остается на вершине благодаря активным консультациям с военными специалистами и ветеранами событий на севере Франции. Отдельной благодарности заслуживает то, с каким уважением отнесся постановщик к своим безымянным героям – миллионы погибших в самой страшной мясорубке в истории планеты заслуживают нашей постоянной благодарности.

«Гладиатор» (2000)

Кадр из фильма «Гладиатор»

Перенесемся из ХХ века, где господствует безжалостное автоматическое оружие, в далекое прошлое, где орудия убийства были не столь «гуманными». Копья, стрелы лучников и мечи наносили такие раны и увечья, которые не всегда убивали мгновенно, но все равно были смертельны, просто гибель сопровождалась страданиями. Открывающая сцена «Гладиатора» Ридли Скотта может ввести в заблуждение (хотя мы сомневаемся, что кто-то этот великий фильм еще не смотрел) – с первых минут нас ждет грандиозная битва римского легиона с германскими племенами варваров. Страшные северные племена раздавлены порядком и дисциплиной римлян, возглавляемых Максимусом. Уже тогда воины понимали, что в том бою, где один на один выжить шансов немного, победу легко одержит организованная когорта. Превосходство войска Рима безусловно, но это не преуменьшает масштаб сражения.

«Властелин Колец: Две крепости» (2002)

Кадр из фильма "Властелин Колец: Две Крепости"

Согласимся, эпическая финальная битва заключительного фильма трилогии Питера Джексона «Властелин Колец» и числом участников побольше, и разнообразием рас и подвидов поинтереснее, да и покровавее, чего уж там. Но по накалу и драматизму кульминация второй картины превосходит все другие битвы Средиземья. Любая, даже самая неприступная крепость рухнет под натиском несметных полчищ врагов – понимание этого защитниками Хельмовой пади делает битву еще более эмоциональной. Массовка для постановки битвы составляла несколько тысяч человек, нехватку мужчин-всадников решали приглашением на площадку женщин-наездниц, которых пришлось облачать в тяжелые доспехи, съемки длились несколько месяцев, а финальный монтаж складывался из двадцати часов отснятого материала. Питер Джексон наверняка готовит зрителям что-то невероятное в заключительной части «Хоббита», но пока даже ему самому не удалось превзойти накал страстей осады Минас-Тирита.

«Дитя человеческое» (2006)

Кадр из фильма «Дитя человеческое»

Не очень укладывается в голове, как сцена боя в фильме, действие которого разворачивается в 2027 году, может быть настолько реалистичной. Никаких гравилетов, никаких фазеров и бластеров, никаких боевых роботов – грязный кровавый бой, перестрелка британской армии и толпы слабо организованных беженцев. Герои, попавшие в самый эпицентр конфликта, ведут зрителя сквозь столь натуральное сражение, что сравниться с ним может разве что (не приведи господь) реальный военный конфликт на городской улице. Захватывающая сцена, от которой сердце зрителя вместе с содержимым желудка того и гляди покинет нутро, снята Альфонсо Куароном одним непрерывным шестиминутным планом, во время которого одновременно хочется и зажмуриться, и рассмотреть все подробности широко раскрытыми глазами. Только постигнув всю филигранность «Дитя человеческого», понимаешь, что успех и техническое совершенство «Гравитации» были предрешены.

«300 спартанцев» (2007)

Кадр из фильма «300 спартанцев»

Этой битве суждено было стать легендарной – три сотни пусть и самых лучших воинов Греции против миллионной армии персидского царя Ксеркса, что вы знаете о несправедливости… Захватывающую историческую конфронтацию подчеркивают визуальный стиль Фрэнка Миллера и режиссерские находки Зака Снайдера. Комиксовые брызги крови, фантастическая работа хореографов и фехтовальщиков, демонстрируемая в слоу-мо, – хаотическая смертельная схватка превращается в боевой танец, одинаково гибельный как для нападающих, так и для защитников. Вся картина была снята в павильоне, где была построена небольшая декорация, а все остальное пространство было задрапировано синими и зелеными экранами. Год постпродакшена сделал из комикса один из ярчайших феноменов своего времени – ожившую книгу с картинками, при виде которой в каждом взрослом просыпается восторженный ребенок.

«Мстители» (2012)

Кадр из фильма "Мстители"

Кто только не разрушал Нью-Йорк. «Большое яблоко» топили и сжигали, замораживали и отдавали на растерзание монстрам – можно ли зрителя удивить чем-то еще? Джосс Уидон применил интересную тактику, чтобы удержать внимание зрителя на и без того грандиозной схватке в финале «Мстителей». Его козырем стали не головокружительные перестрелки и захватывающие погони, не полчища читаури на летающих скутерах и не гигантские металлические Левиафаны, извергающиеся из вселенской червоточины. Постановщик сделал ставку на своих положительных героев – каждому из мстителей достались свои пять минут славы в этой грандиозной битве с инопланетными захватчиками. Железный человек и Тор, Халк и Капитан Америка – все они не просто внесли лепту, их действия стали ключом к общей победе. Эпичнейшая схватка стала вишенкой на торте стоимостью полтора миллиарда долларов. Удастся ли Уидону превзойти самого себя в очном поединке «Мстителей» и «Эры Альтрона» – узнаем через год.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?