Деньги решают не все. Даже если с актером уже обсужден гонорар и под присмотром его юристов подписан контракт о том, что артист согласен делать, а чего нет, все равно на съемочной площадке может взыграть «человеческий фактор»
Конечно, алкоголь – универсальное средство для расслабления нервов. Но что, если актер и так уже плотно на нем сидит и требуется нечто посильней? Делая неонуар «Каньоны», режиссер Пол Шредер, конечно, осознавал, что что-то может пойти не так – ведь в эротических сценах должна была сниматься скандально известная старлетка Линдси Лохан. Но и в страшном сне ему не могло привидеться, что в нужный момент актриса закроется в сортире и выгонять ее оттуда придется истошными криками: «Ты же подписала контракт!» Это было тем более странно, что Лохан сама себе выбрала роль – и на этом, увы, проблемы не закончились.
Выйдя наконец к камерам, Линдси долго сидела на диване и отказывалась сбросить одежду, а дело шло к закату, и денег на еще один съемочный день уже попросту не оставалось. Устав ее уговаривать, немолодой некрасивый Шредер пошел на последнее средство: стоя перед Линдси и всей съемочной группой, разделся догола сам. Это подействовало: актриса втянулась в игру и тоже обнажилась. Сцена с рейтингом NC-17 была снята с первого же дубля. Со вторым ее участником – порноактером Джеймсом Дином, – слава богу, проблем не возникло: привыкнув на работе и не к таким вещам, он сбросил портки самым первым.
Позже режиссер говорил, что это был не худший момент в его жизни: ведь когда-то ему уже пришлось стоять на коленях перед пьяным актером Джорджем К. Скоттом и с рыданиями обещать, что если тот доснимется в «Жесткаче», то он, Шредер, никогда больше не станет снимать фильмов. С Линдси еще, можно сказать, легко отделался.
Экспериментальный фильм украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого о жизни слабослышащих, помимо прочего, запомнился зрителям весьма откровенной секс-сценой, которую и профессионал-то не каждый смог бы сыграть, а что уж говорить о людях, которые даже не актеры. Яна Новикова мечтала быть актрисой, поэтому приехала в Киев на кастинг из белорусского села – и прошла его. Но затем уперлась: «Раздеваться не буду». Режиссер тоже проявил характер. Позже он рассказывал: «Сцену, где она топлес, мы в итоге сняли: я пошел к монитору, сказал, что либо она раздевается — либо съемок не будет. Она поревела и разделась. Ну как разделась — сняла лифчик, большое дело».
По договору актерам не обязательно было показывать сценарий, и Слабошпицкий решил до последнего прятать главную секс-сцену в рукаве: «Если бы они знали все до конца — наверняка бы отказались. Тут и взрослые люди часто реагируют неадекватно… Мы долго пытались легализовать обнаженку в кино в Яниных глазах. Показывали ей ”9 песен” и остальной джентльменский набор фильмов про любовь. Чудо произошло из-за Каннского фестиваля. Мой друг Денис Иванов, украинский дистрибьютор, как раз выпустил “Жизнь Адели” в украинский прокат. Яна посмотрела кино и влюбилась в Адель; стерла у себя на зеркале надпись помадой “я хочу выйти замуж за Рому” и написала “я получу золотую веточку Каннского фестиваля”. Хочу, говорит, веточку. Я отвечаю: веточку надо без трусов».
Самое же главное везение состояло в том, что к моменту съемок сцены Яна поссорилась со своим парнем, который секс-сцен с ее участием не одобрял. Поссорилась временно, но Мирославу этого как раз хватило, чтобы взять быка за рога и быстро снять весь «жесткач». Уговоры уговорами, а воспользоваться ситуацией тоже надо уметь.
Об этой сцене из фильма Бернардо Бертолуччи много лет ходили легенды: мол, Марлон Брандо действительно поимел Марию Шнайдер в зад, использовав вместо смазки сливочное масло. Сцена и впрямь выглядит очень натуралистично, но лишь потому, что эпизод с маслом отсутствовал в сценарии: Брандо придумал его сам и договорился с Бертолуччи, что Марии они все расскажут лишь перед самыми съемками.
Когда на следующее утро 19-летнюю актрису поставили перед фактом и сразу же потащили под софиты, та впала в прострацию. «Принято звать своего агента или адвоката, если вас принуждают к съемкам сцены, которой нет в сценарии, – рассказывала она много лет спустя. – Но я тогда этого не знала. Марлон сказал: “Мария, не волнуйся так, это же просто кино”, но, несмотря на то что все было сымитировано, я плакала во время того единственного дубля по-настоящему. После съемок Брандо меня не утешил и не извинился».
Брандо результат тоже не понравился: посмотрев фильм, он нашел себя слишком толстым и перестал общаться с режиссером, выставившим его в столь нелестном свете. Бертолуччи же был только рад, что заставил обоих выглядеть естественно. По его словам, так и задумывалось: неидеальный мужчина плюс униженная женщина. А что бедняжке Шнайдер это сломало всю кинокарьеру и вдобавок ее потом остаток жизни тошнило при виде масла – это уже дело десятое.
Как режиссер Доминик Сена уговорил Холли Берри показать грудь в «Пароле “Рыба-меч”»? Если верить режиссеру, он дал актрисе вчитаться в сценарий и осознать, что предложенная ей роль идет только в комплекте с обнаженкой. Когда Холли, поколебавшись, все равно отказалась раздеться, Сена пошел ва-банк и назначил цену в $250 тысяч долларов за каждую ее грудь: «Я решил, что это круто подаст персонажа и хорошо скажется на сборах».
Интересно при этом, что Берри факт подкупа всячески отрицает: сначала она говорила, что согласилась заголиться из одной лишь любви к искусству и дабы побороть внутренний страх перед подобными сценами, а Сена, дескать, просто неудачно пошутил перед журналистами. Потом Холли объясняла демонстрацию сосков тем, что это было необходимо, чтобы показать, что ее героиня – уверенная в себе женщина, контролирующая свою сексуальность. В итоге Берри и вовсе стала говорить, что больше не намерена обнажаться перед камерой «без веской на то причины» – то есть сама признала, что смысла в сцене у бассейна все-таки не было, а была ничем не оправданная демонстрация обнаженки.
Вся эта путаница в показаниях не может не настораживать, а вот доводы Сены звучат вполне логично. И целей своих он достиг: если чем-то фильм зрителям и запомнился, то не сценой «взлома за 60 секунд» и не «взрывом в слоу-мо», а тем секундным сверканием грудей Холли Берри, скриншоты с которого разбежались ныне по всему Интернету.
Знаменитая сцена, в которой Шэрон Стоун, сидя на стуле перед мужчинами, закидывает ногу на ногу, демонстрируя отсутствие нижнего белья, взволновала немало умов. Как Пол Верховен снял этот смелый момент? По словам постановщика, он заранее обо всем договорился с актрисой, она хорошо знала, на что идет, и все было нормально, но уже после съемок агент Стоун, посмотрев результат, убедил ее, что это плохое кино, и подбил распустить слух, что «стыдную» сцену снимали против воли Шэрон.
По словам актрисы, все было иначе: ничего такого с ней не обсуждалось и в сценарии не фигурировало, а просьба снять трусики прозвучала уже во время съемок (дескать, слишком ярко белеют в свете софитов). И согласилась-то она лишь потому, что Верховен пообещал – зрители практически ничего не увидят. А зрители не только увидели, но и запомнили на всю жизнь. Шэрон соглашается с тем, что этот кадр вошел в историю, но все еще обижается на Верховена: мог бы и сказать после съемок, что передумал и что намерен показать ее без трусов. А так вышел «неудобняк»: поскольку Пол ее ни о чем не предупредил, то на тестовом просмотре актриса растерялась при виде собственных гениталий, испытала прилив жгучего стыда и сбежала, залепив голландцу пощечину…
Как бы там ни было, из обеих историй вытекает одно: в какой-то момент режиссер просто попросил актрису снять белье, мотивировав это производственной надобностью, – и та подчинилась. Хорошее средство, жаль, не во всяком жанре работает.
Еще один способ получить сцену с обнажением – навешать актеру какой-нибудь лапши. Британская пседодокументальная комедия «Конфетти» о свадебном журнале, проводящем отбор молодых пар с самыми оригинальными свадебными идеями, помимо прочего, рассказывает историю двух нудистов. Сыгравшие этих нудистов Роберт Уэбб и Оливия Колман позже рассказывали, что согласились бегать перед камерой без трусов, потому что дело выглядело плевым: режиссер Дэбби Иситт сказала им, что на монтаже причиндалы сладкой парочки будут пикселизированы.
Однако когда фильм вышел, оказалось, что цензура там и близко не ночевала: все, что было у Роберта и Оливии в наличии, осталось вызывающе торчать в кадре. Это настолько не соответствовало обещаниям режиссера «свести наготу к минимуму», что оскорбленные артисты дружно назвали фильм «кучей дерьма» и отреклись от него. Зато как естественно сыграли!
Всего через 5 лет после «Основного инстинкта» Полу Верховену снова пришлось иметь дело с нагими телами. В снятом им сай-фае «Звездная пехота» по мотивам романа Роберта Хайнлайна парни и девушки, невзирая на половые различия, моются под общим армейским душем. Сцена помывки, которой не было в книге, несколько смутила актеров: они, конечно, знали, что лента получит рейтинг R, но думали, что произойдет это из-за кровавых сцен, а не обнаженки. Что делать?
В итоге, как признался режиссер в аудиокомментарии к фильму, команда согласилась сняться голышом всей толпой, но при одном условии: режиссер тоже будет совершенно гол. Склонный к нудизму Верховен над этим только посмеялся.
«О’кей, мне было несложно снять одежду, – рассказывал он, – а мой оператор вообще родился в нудистской колонии, так что мы сделали это. Вообще, странно, что американцы больше боятся наготы, чем ультранасилия. Голую грудь здесь протащить сквозь цензуру сложней, чем тело, нафаршированное пулями».
В пику советской идеологии Леонид Гайдай любил демонстрировать в своих фильмах женское тело, убеждая стеснительных актрис, что «это самое прекрасное, что есть в жизни, и это нужно показывать». И если с раздеванием Натальи Варлей в «Кавказской пленнице» особых проблем не возникло – та работала в цирке эквилибристкой и привыкла выступать в обтягивающем трико, – то стриптиз Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке» дался постановщику непросто: Светлана только играла раскрепощенную персону, а сама жутко робела и снимать халатик ни за что не хотела.
В каждом отдельном случае приходилось прибегать к уговорам, ведь партия следила за нравами, секса в СССР «не было», и скромной советской женщине даже до купальника раздеться было непросто. Но Гайдай знал, как добиться своего: он предпочитал бить по самолюбию, поскольку это работало всегда.
По сценарию «Операции “Ы”» одна из героинь должна была снять платье и показать молодое тело, да еще в присутствии постороннего мужчины. Рассматривая 18-летнюю Наталью Селезневу на роль Лиды и решив прощупать почву насчет возможных проблем, Гайдай буркнул скептическим тоном: «Фигура, кажется, не очень». «Я вспыхнула: “Это у меня-то?!” – вспоминала потом актриса. – И, чтобы доказать обратное, мигом скинула летнее платье». Гайдай проверкой оказался доволен: роль Селезнева в итоге получила.