Философский документальный фильм о жизни на планете Земля
Ярко накрашенные индонезийки танцуют традиционный танец в экзотических национальных костюмах. Крупные планы их кукольных лиц заставляют думать о том, что это совсем еще дети, встроенные во взрослую социальную иерархию, в беспощадное колесо жизни.
"Вечно движущееся колесо" – так с санскрита переводится слово "Самсара", название нового фильма Рона Фрике, режиссера, прославившегося своими документальными работами: "Барака" (1992), "Кояанискаци" (1982), "Хронос" (1985). "Самсара" является логическим продолжением режиссерских размышлений Фрике о циклическом существовании человека на нашей планете. Балийский танец сменяется буддистской молитвой, занесенные песком заброшенные фабрики – конвейером по производству мяса, атрибутика секс-шопа – сценами изготовления оружия. Кажется, что ты смотришь безразмерное слайд-шоу чужого фликра. Хозяин этих кадров – социально ответственный заядлый путешественник, который видит своей миссией поиск смысла существования всего сущего на земле. В этом фильме есть все: монахи и преступники, проститутки и военные, старики и младенцы, матери и отцы, рождение и смерть. (Смерть, кстати, в гробу, стилизованном под пистолет.) Вся эта витальность обрамлена в немыслимой красоты пейзажи тибетских склонов, вулканических извержений и отражений в зеркальных водоемах. Величественность природы идет рука об руку с мыслью о ничтожности всякой суеты.
Все только самое красивое взято в этот фильм, а ужасное или отвратительное тоже выглядит прекрасным. Даже татуированный с ног до головы американец Маркос Луна с младенцем на руках. Даже изуродованный сержант Роберт Хенлайн, ветеран американской армии.
Критика чаще всего определяет "Самсару" как акт невербальной медитации. Нужно отметить, что этот, безусловно, грандиозный проект, который снимался в 25 странах в течение почти пяти лет, заслуживает внимания и восхищения, несмотря на весь пафос и прямоту.
Ведь далеко не всякому художественному произведению под силу быть настолько масштабным, пускай даже оно и создано в визуальной эстетике арт-трэвела.