С незапамятных времен (ну, хорошо, уже почти 80 лет) DC и Marvel, два крупнейших издательских дома, специализирующихся на комиксах, ведут незримый, а порой и весьма очевидно осязаемый бой
Герою противостоит немец с умным помощником
Финал «Чудо-женщины» несколько смещает акценты, но не погрешим против истины, если скажем, что основным антагонистом героини в фильме все-таки является барон Людендорф, немецкий генерал, пользующийся поддержкой коварного Доктора Яда, ученого-химика, вынашивающего коварные планы отравления человечества. Такой же тандем противостоял в первом сольном фильме Капитану Америка – немцев в фильме возглавлял Иоганн Шмидт, позже оказавшийся Красным Черепом, а на подхвате у него был нацистский биохимик Арним Зола. Как и Яд, Зола оказывается умнее своего патрона и спасается из урагана финальной битвы бегством – все один в один.
Персонаж по имени Стив жертвует собой в крушении самолета
Ни для кого уже, пожалуй, не будет спойлером описание финальной схватки в «Чудо-женщине». Пока Диана сражается с Аресом, ее отважный друг Стив Тревор захватывает самолет, начиненный отравляющими бомбами, нацеленными на Лондон, и совершает героический акт самопожертвования, спасающий мир. Выглядит красиво, но несколько знакомо… Точно, ровно так заканчивается «Первый мститель», где Стив Роджерс в финале захватывает самолет Красного Черепа и, предотвращая глобальную катастрофу, направляет воздушное судно в арктический лед. В отличие от Тревора, Капитан Америка не погибает, а терпеливо дожидается своего возвращения из ледяного плена, впрочем, комиксы – дело такое, возлюбленного Дианы мы бы тоже не торопились хоронить. На жертвенном полете сходство двух героев не заканчивается: оба действующие солдаты, оба сражаются с немцами, оба водят мотоциклы. Черт, да даже обоих актеров зовут Крис! Это заговор!
Супергерой не в своей тарелке
Вполне очевидно, что у «Чудо-женщины» несколько схожих элементов с «Первым мстителем», обе картины отсылают зрителя в прошлое, но есть кое-что общее у нового фильма DC и с первым «Тором». Например, то, что главным героям в обоих фильмах приходится расстаться с домом и отправиться в мир, где они чувствуют себя довольно неуютно, прежде всего потому, что не готовы к иному поведению. В обоих случаях это обыгрывается с юмором – Тор в закусочной разбивает чашку и зычно требует добавки, Диана примеряет пышные платья, пробует мороженое и милуется с детьми. В обоих вариантах сопровождающим приходится выпутываться из неловких ситуаций, которые, безусловно, разряжают атмосферу шутками.
Герой теряет старшего товарища, научившего всему
Едва ли не каждый супергерой начинается с потери близкого человека, родителя или ментора: Брюс Уэйн остается сиротой, у Питера Паркера на руках умирает дядя Бен, Кларк Кент не успевает отвести угрозу от отца. В «Чудо-женщине» Диане Принс приходится столкнуться с потерей Антиопы, воинственной тетушки, обучившей девушку всем премудростям боя. Именно эта смерть пробуждает в Чудо-женщине острое желание вмешаться в войну людей и остановить кровопролитие. В уже вышедших фильмах Marvel столь прямолинейный сюжетный прием пока не использовали, подождем «Возвращения домой» Человека-паука, где как-то нужно будет упомянуть одиночество тетушки Мэй, но в какой-то мере потерю Дианы можно сравнить с гибелью Баки в «Первом мстителе». Для Стива Роджерса Баки был не только защитником и старшим товарищем, Барнс вложил в тощего парнишку все лучшее, что мог подарить лучшему другу. Гибель (мнимая, как это часто бывает в комиксах) серьезно повлияла на Стива и его отношение к войне.
Супергерой оглядывается в прошлое
И «Чудо-женщина», и «Первый мститель» построены по единым лекалам: картина начинается в настоящем, затем герой «проваливается» в воспоминания и в финале возвращается в наши дни. История Дианы начинается с того, что в хранилище Лувра она получает фотографическую пластину с кадром из ее прошлого, а Стив Роджерс, извлеченный изо льдов, пересказывает сюжет становления первого из суперсолдат Говарда Старка. Для обоих погружение в прошлое заканчивается возвращением в день сегодняшний и присоединением к команде защитников человечества – Чудо-женщина становится частью Лиги справедливости, а Капитана Америка торжественно принимают в Мстители.
Лучший мир – мир без людей
Финальным монологом Арес (а какой главный герой может быть без Заключительной Речи, Которая Все Объясняет) в «Чудо-женщине» предлагает Диане помочь вернуть Землю к тем временам, когда войн, вражды и ненависти не было – в Утопию дочеловеческого периода. Диана отвергает соблазн, но совсем чуть-чуть опаздывает с этим – за месяц до нее ровно в такой ситуации был Питер Квилл, не пожелавший продолжать дело своего отца, бога (с маленькой буквы «б») Эго. Тому тоже казалось, что без людей его планеты будут краше, чище и гостеприимнее, а потому Эго нацелился уничтожить все те виды разумных существ, что ранее создал. И Арес, и Эго очевидно страдают манией величия (или наслаждаются ею), и оба видят прекрасное будущее в мире, где человечеству места нет.
Один в поле воин
От сравнения данных сцен трудно отказаться – они словно сняты одним режиссером на одной и той же съемочной площадке. В разгар противостояния, когда атака Наших упирается в глухую оборону Ненаших, супергерои берут на себя инициативу и в одиночку выходят на поле битвы, переламывая тем самым ход сражения. В «Чудо-женщине» Диана впервые проявляет свои суперспособности и возможности своих доспехов в фантастически красивой сцене взятия нейтральной полосы вблизи городка Вельд. В «Первом мстителе» зрители видят кадры, на которых Капитан Америка в одиночку атакует базу Гидры, прогладывая себе путь щитом под шквальным огнем противника. Мужчина действует энергичнее, эпизод с Дианой чуть более драматичен, однако сходство двух сцен неоспоримо.
Чувственный танец героев
После успешного штурма немецких позиций близ Вельда Диана и Стив остаются провести ночь вдали от фронта и, присоединившись к празднующим горожанам, кружатся в не слишком умелом, но трогательном танце, сближающем героев еще больше. Аналогично используют перерыв в сражениях герои «Стражей галактики»: Питер, воспользовавшись минутной слабостью Гаморы, убаюкивает девушку сладкими речами и волшебными звуками композиции Элвина Бишопа Fooled Around And Fell In Love. Небольшой дежурный протест, и пара уже в унисон покачивает бедрами… Обе сцены дают передышку зрителю и сближают героев, причем и там, и там танец вполне органично вписан в драматически назревающую развязку.
Ложный злодей-приманка
Главным финальным сюжетным поворотом «Чудо-женщины» стало то, что Арес, жаждущий крови и насилия бог войны, скрывается на самом деле не в теле генерала Людендорфа, а внутри члена Британского военного кабинета сэра Патрика Моргана. В связи с этим нельзя не вспомнить подобный твист из третьего «Железного человека» – там зловещий Мандарин, терроризирующий Тони Старка, оказался всего-навсего актером Тревором Слэттери, нанятым Олдричем Киллианом в отместку за нанесенную много лет назад обиду. Нужно отметить, что лихой поворот с Мандарином в свое время настолько возмутил фанатов комиксов, что Marvel пришлось срочно снимать короткометражную «заплатку» «Да здравствует король!», дающую надежду на появление подлинного суперзлодея. «Чудо-женщина» отделалась малой кровью, здесь трюк удался в полной мере.
Схватка близких родственников
Только в заключительной битве Диана раскрывает тайну своего происхождения – она, оказывается, дочь Зевса, а бог войны соответственно является ее братом. Что ж, с таким мы тоже уже сталкивались – в уже упомянутом «Торе», его сиквеле и «Мстителях». Формально, конечно, Тор и Локи братьями не являются, знаменитый обманщик был выкраден Одином у родителей и принят в семью властителей Асгарда, но, как говорил в «Стражах галактики. Часть 2» Йонду Удонта, папка не тот, что зачал, а тот, кто вырастил и воспитал. Столкновение близких родственников – довольно частый в комиксах прием, причем родство зачастую раскрывается много позже поединка, так что это сходство между «Чудо-женщиной» и картинами киновселенной Marvel можно считать не копированием, а следованием историческим традициям.
Обреченные отношения
Еще один схожий сюжетный прием в тандеме «Первый мститель» – «Чудо-женщина», это романтические отношения между главными героями, которые заведомо обречены на разрушение и трагедию. Роман между Дианой и Стивом не может иметь счастливого окончания, мы понимаем это хотя бы потому, что Чудо-женщина и спустя сто лет не изменилась ни на йоту. И действительно, трогательно растущие отношения имеют своей кульминацией драматическое прощание, после которого Тревор отправляется на верную гибель, пока Амазонка разбирается с Аресом. Так же и Стив Роджерс в «Первом мстителе» вынужденно расстается с Пегги Картер, понимая, что борьба с Красным Черепом не позволит влюбленным быть вместе. Оба супергероя в финалах своих фильмов с теплотой вспоминают былую любовь, и зритель переживает расставание очень живо – эти сцены авторам удались в обеих киновселенных.