Патетичное и эффектное прославление защитников Москвы, которое пережимает с героизмом и недожимает с драматизмом
В середине ноября 1941 года немецкие танковые войска наступают на Москву. Среди прочих столицу защищает 316-я стрелковая дивизия генерал-майора Панфилова. В 7 километрах от Волоколамска оборону держит 4-я рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. У немцев разительное преимущество в технике, но бойцы под командованием капитана Павла Гундиловича и политрука Василия Клочкова готовы стоять до последнего.
Что на самом деле произошло 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково? Это интересный вопрос, но волновать он должен только специалистов и любителей военной истории. 28 панфиловцев давно перестали быть одними из множества солдат, защищавших Москву в те страшные дни. С легкой руки военного корреспондента Василия Коротеева, написавшего заметку об их подвиге для газеты «Красная звезда», панфиловцы, якобы уничтожившие 18 немецких танков, превратились в символ стойкости московской обороны. Их пример – не важно, реальный или преувеличенный – вдохновлял солдат по всей стране. И он до сих пор может и должен служить примером для каждого, кто стоит насмерть против превосходящих сил противника.
Обсуждайте, если хотите, цифры, обсуждайте имена и даты, но не забывайте – подвиг в самом деле был, потому что Москву тогда отстояли и катящийся по стране блицкриг был остановлен, что для нацистов стало началом конца. Не столь уж важно, нашел ли тогда конкретный политрук Клочков «главные слова», чтобы вдохновить своих бойцов. Важно, что эти слова тогда нашли сотни, тысячи командиров, героически оборонявших подмосковные поля и дороги.
«28 панфиловцев» петербуржских кинематографистов Андрея Шальопы и Кима Дружинина с самого начала задумывался как экранный памятник заглавным героям. Создатели фильма обещали уважительный военный боевик, прославляющий защитников Москвы, а не бросающий на них тень. И потребность в таком фильме на фоне картин вроде «Утомленных солнцем 2» оказалась столь велика, что десятки тысяч людей в рамках краудфандинга заплатили более 30 миллионов рублей, чтобы увидеть кино, где их предки предстали богатырями, а не упырями.
Вообще-то вкладывать такие деньги в проект неизвестных людей – дело сомнительное. Но питерцы зрителей не подвели. Их кино – это в самом деле памятник не оголтелому, а осмысленному и профессиональному героизму. Мы видим, как перед боем панфиловцы изучают противостоящую им технику, как учатся использовать ее слабые стороны, как тщательно готовят огневые рубежи, реальные и обманные, чтобы сократить потери во время артиллерийских обстрелов. Когда же дело доходит до многочасового сражения, нам показывают солдат, которые метко стреляют, точно метают гранаты, достойно заменяют погибших артиллеристов и стрелков из противотанковых ружей… И сражаются в буквальном смысле слова до последней капли крови и последнего патрона. Они знают, что у них нет шансов на полную победу, но они понимают, что каждый выигранный час ослабляет нацистов и усиливает грядущее контрнаступление.
Как авторы фильма и обещали, в «28 панфиловцах» нет ни злодеев-особистов, ни славословий в адрес Сталина и коммунизма. Это кино о войне, а не о политике, и последняя проявляется лишь в многонациональности дивизии Панфилова, сформированной из полков Казахстана и Киргизии. На экране плечом к плечу бьются колоритные русские, казахи, украинцы, и их национальная принадлежность порой упоминается – правда, лишь в дружеском перешучивании. Последнего, кстати, в фильме очень много. Это основной метод очеловечивания персонажей, и герои находят поводы для мрачноватого мужского юмора даже в разгар сражения.
Собранных на фильм средств хватило на убедительные спецэффекты. Нужно точно знать, куда смотреть, чтобы заметить, что картина создавалась с помощью комбинированных съемок и работы с макетами и что ползущих к окопам танков на самом деле не было на поле, где снималась картина. C пиротехникой и мощными звуковыми эффектами у фильма тоже все в порядке.
А вот чего в картине нет, так это конфликта. Казалось бы, нелепо об этом говорить, когда речь идет о военной ленте. Но немецкая сторона сражения не персонифицирована. Нацисты предстают чем-то вроде зомби из видеоигры. Они накатываются на советские позиции, красноармейцы их отбивают… И так до конца картины. Это война, но не драматический конфликт, не схватка персонажей и характеров. А поскольку советские бойцы изображены, в сущности, людьми без страха и упрека (их шутки очеловечивают примерно так же, как они очеловечивают Шварценеггера в «Коммандо»), то внутренних конфликтов у них тоже нет. И лента оказывается скучнее, чем могла быть. Это больше пособие по профессиональной войне, чем пример выверенной драматургии.
Вспомним для сравнения один из лучших советских военных фильмов «В бой идут одни “старики”». Его авторы отнюдь не зря вписали в сюжет панический страх Скворцова и разгильдяйство Кузнечика. Равно как и создатели голливудского «Спасти рядового Райана» знали, что делали, когда включили в сценарий сомнения солдат по поводу того, должны ли они спасать Райана. Большая победа в художественном повествовании – это триумф не только над внешним, но и над внутренним врагом. А «28 панфиловцев» настолько героизируют персонажей, что превращают подвиг в военную рутину, рядовое, по сути, событие.
Да, в этом есть своя сермяжная правда. Подвиг на той войне зачастую был правилом, а не исключением. И да, «28 панфиловцев» все равно достойно смотрятся в сравнении со многими недавними российскими фильмами и сериалами о войне. Но обидно, что авторы ленты упустили простейшую возможность сделать ленту сильнее и психологически убедительнее. Ведь даже Коротеев в своей заметке упомянул, что среди солдат был малодушный трус. Как говорится, когда все герои, никто не герой.
Напоследок заметим, что авторы ленты зря включили в сценарий юморное обсуждение сюжетов «Семи самураев» и «Великолепной семерки» (напомним, послевоенных лент). Этот абсурдный постмодернистский подарок киноманам нелеп и не нужен. Он выбивается из сути и тона постановки и мало что ей добавляет. Даже если бы «Семь самураев» существовали в 1940-х и были известны в СССР, невозможно представить, чтобы советские бойцы приводили в пример друг другу японцев, с которыми Союз несколькими годами ранее бился на Халхин-Голе. Они бы еще вспомнили какой-нибудь немецкий подвиг! Не для того в СССР создавались многочисленные фильмы и книги о славных страницах русской истории (вспомним хотя бы «Александра Невского»), чтобы простые солдаты вдруг начали черпать боевое вдохновение во враждебных странах. К чему эта дурацкая ложка дегтя в бочке меда?
С 24 ноября в кино.