
Первый отечественный блокбастер, который можно смело порекомендовать зрителям всех возрастов
Первый отечественный блокбастер, который можно смело порекомендовать зрителям всех возрастов
Молодой хоккеист Валерий Харламов (Козловский) попадается на глаза эксцентричному тренеру АнатолиюТарасову (Меньшиков) и по его протекции оказывается в команде «Звезда» города Чебаркуль. Став ведущим игроком провинциального клуба, он все же добирается до тарасовского ЦСКА, но звездной карьере и заветным матчам с канадцами предшествует череда разочарований и непростые отношения с тренером.
Не найдя подходящих героев в современности, отечественный кинематограф продолжает увлеченно копаться в советском прошлом. Не так давно в его прицеле побывал Высоцкий, теперь вот Харламов, а совсем скоро нас ждет байопик и про Гагарина. Кажется, осталось окучить только балет.
Оказывается, если постараться, железная заокеанская схема прекрасно чувствует себя и среди березок. Режиссер Николай Лебедев уравновешивает красавца-героя с решительным взглядом (Козловский и правда наш самый голливудский герой) выдающимися возрастными актерами, взвалившими на себя все решающие эпизоды. В Калифорнии так заведено с незапамятных времен – и ничего, весь мир смотрит, как Том Круз поправляет стильные очки, а стоящий рядом Дастин Хоффман тихо творит свои профессиональные чудеса. Про Тарасова картина в результате рассказывает больше, чем про собственно Харламова, но виной тому не сценарий, а невероятная работа Олега Меньшикова (эпизод, где он словно китайский каллиграф расчерчивает палочкой дворовую площадку, просто обречен стать национальной киноклассикой).
Авторам удается обойти даже самую распространенную отечественную мину – политику. С идеологической точки зрения картина абсолютно стерильна. Канадцев здесь надо побить не как представителей капстраны, а как заносчивых Голиафов, монополизировавших шайбу с клюшкой в глазах мирового сообщества. Все обстоятельства, благодаря и вопреки которым сборная и Харламов идут к этой всеобщей победе, даны пунктиром. В конце концов, нелюбовь велеречивых функционеров к гениальному, но хамоватому тренеру не зависит от конкретного исторического момента. Попади такой материал к режиссеру с тягой к масштабным обобщениям (например, к Никите Михалкову, выступающему здесь в качестве продюсера), Харламов воевал бы не столько с Филом Эспозито и Бобби Кларком, сколько с почти трогательным номенклатурным мерзавцем в исполнении Владимира Меньшова (актер так лихо совмещает злодейство с уютным житейским обаянием, что временами напоминает Олега Борисова из «Слуги»).
Лебедев же ни разу не пережимает, ограничивает суперсерию одним триумфальным матчем (по сумме восьми игр в тяжелейшей борьбе тогда выиграла все-таки Канада) и всячески старается делать акцент на столь актуальном во все времена тарасовском девизе, звучащем эхом и после фильма: «Веселее, мы в хоккее!»