Первый отечественный блокбастер, который можно смело порекомендовать зрителям всех возрастов
Молодой хоккеист Валерий Харламов (Козловский) попадается на глаза эксцентричному тренеру АнатолиюТарасову (Меньшиков) и по его протекции оказывается в команде «Звезда» города Чебаркуль. Став ведущим игроком провинциального клуба, он все же добирается до тарасовского ЦСКА, но звездной карьере и заветным матчам с канадцами предшествует череда разочарований и непростые отношения с тренером.
Не найдя подходящих героев в современности, отечественный кинематограф продолжает увлеченно копаться в советском прошлом. Не так давно в его прицеле побывал Высоцкий, теперь вот Харламов, а совсем скоро нас ждет байопик и про Гагарина. Кажется, осталось окучить только балет.
Оказывается, если постараться, железная заокеанская схема прекрасно чувствует себя и среди березок. Режиссер Николай Лебедев уравновешивает красавца-героя с решительным взглядом (Козловский и правда наш самый голливудский герой) выдающимися возрастными актерами, взвалившими на себя все решающие эпизоды. В Калифорнии так заведено с незапамятных времен – и ничего, весь мир смотрит, как Том Круз поправляет стильные очки, а стоящий рядом Дастин Хоффман тихо творит свои профессиональные чудеса. Про Тарасова картина в результате рассказывает больше, чем про собственно Харламова, но виной тому не сценарий, а невероятная работа Олега Меньшикова (эпизод, где он словно китайский каллиграф расчерчивает палочкой дворовую площадку, просто обречен стать национальной киноклассикой).
Авторам удается обойти даже самую распространенную отечественную мину – политику. С идеологической точки зрения картина абсолютно стерильна. Канадцев здесь надо побить не как представителей капстраны, а как заносчивых Голиафов, монополизировавших шайбу с клюшкой в глазах мирового сообщества. Все обстоятельства, благодаря и вопреки которым сборная и Харламов идут к этой всеобщей победе, даны пунктиром. В конце концов, нелюбовь велеречивых функционеров к гениальному, но хамоватому тренеру не зависит от конкретного исторического момента. Попади такой материал к режиссеру с тягой к масштабным обобщениям (например, к Никите Михалкову, выступающему здесь в качестве продюсера), Харламов воевал бы не столько с Филом Эспозито и Бобби Кларком, сколько с почти трогательным номенклатурным мерзавцем в исполнении Владимира Меньшова (актер так лихо совмещает злодейство с уютным житейским обаянием, что временами напоминает Олега Борисова из «Слуги»).
Лебедев же ни разу не пережимает, ограничивает суперсерию одним триумфальным матчем (по сумме восьми игр в тяжелейшей борьбе тогда выиграла все-таки Канада) и всячески старается делать акцент на столь актуальном во все времена тарасовском девизе, звучащем эхом и после фильма: «Веселее, мы в хоккее!»