Страсть к соревнованиям и игре – часть природы человека, а уж высочайшие ставки превращают жизнь в настоящее удовольствие. Увы (или к счастью), чрезмерный азарт современное общество не приветствует, зато в кино можно оторваться по полной
О смертельно опасных играх кинематографисты стали задумываться очень давно, еще в эпоху немого кино, но наиболее ярким представителем жанра стал черно-белый фильм авторов «Кинг Конга» Эрнеста Шодсака и Мериана Купера «Самая опасная игра». Основанная на популярном одноименном рассказе картина рассказывает о путешественниках, попавших в кораблекрушение и нашедших спасение на острове, который облюбовал жестокий охотник (в ленте, кстати, русский эмигрант). Хозяин радушно принимает случайных гостей, но вскоре бедолаги становятся целями в его жестокой охоте – сами большие любители пострелять дичь, они вынуждены бежать и прятаться, чтобы сохранить жизнь.
Довольно забавно смотреть сегодня на то, каким в 1975 году наши предки представляли год 2018-й. Фильм «Роллербол», например, показывает удивительное общество, мир корпораций, победивших государства. Пока в остальном мире царит мир и полнейший правопорядок, на спортивных площадках льется кровь – зрители «подсели» на новый турнир под названием роллербол, в котором смешаны гонки на роликах и мотоциклах, бокс и футбол. Жестокая игра часто заканчивается смертью для ее игроков, но желающих побороться за призы это не останавливает, друг против друга выступают городские сборные, состоящие из самых жестоких мясников. Но однажды даже бесстрашные убийцы противятся жестоким правилам корпораций.
Довольно безрадостным представляли себе недалекое будущее продюсер Роджер Корман и режиссер Пол Бартел, снявшие в 1975 году фантастический боевик «Смертельные гонки 2000». Америка в этом фильме превратилась в деспотию, знать которой развлекается гладиаторскими боями не на жизнь, а насмерть, и наибольшей популярностью среди игрищ пользуется трансконтинентальная гонка, в которой побеждает не тот, кто первым пересечет финишную черту, а тот, кому по дороге удастся забрать больше невинных жизней. Фильм, появившийся только потому, что Корману захотелось повторить успех «Роллербола», получил разгромные критические оценки, но со временем приобрел стал культовым, повысив статус занятых в ведущих ролях Дэвида Кэрродайна и Сильвестра Сталлоне.
Знаменитая военная драма Майкла Чимино «Охотник на оленей», конечно, посвящена не играм, а самой настоящей трагедии – сломанным войной во Вьетнаме судьбам. Однако очень многие помнят ленту по леденящей кровь сцене пыток вьетконговцами американских пленных солдат – и без того деморализованных бойцов заставляли играть в «русскую рулетку», в пари со смертельным исходом. Испытание, выпадающее на долю главных героев, преображает их, и хотя от смерти в плену им убежать удается, судьба не слишком благосклонна к тем, кто оставил на фронте существенную часть своей души и человечности. А потому пари должно быть продолжено и доведено до конца.
Отправляя в бой армию компьютерных викингов или снаряжаясь выполнять очередную танковую миссию, вы вряд ли, сидя перед монитором, думаете о реальности происходящего в игре. А вот программам внутри вашего компьютера каждую минуту приходится думать о выживании – именно об этом рассказывает нам фантастическая картина «Трон». У программ в картине, впрочем, есть выбор: исполнять прихоти Программы Мастер-Контроля или биться в цифровых гладиаторских боях. Световые байки, конечно, выглядят крайне эффектно, но они смертельно опасны, а обуздать цифровые сверхскорости способен только Избранный.
Глядя на то, какой популярностью пользуются телешоу из серии «Голос», «Минута славы» и «Ты звезда», несложно представить себе, что когда-нибудь жажда повысить зрелищность телепрограмм затмит продюсерам глаза и на волю вырвутся самые низменные человеческие инстинкты. В фильме Пола Майкла Глэйзера «Бегущий человек» болтология на экране зрителям наскучила, и в эфир вышла программа, герои которой участвуют в смертельной погоне, где призом становится их жизнь. Ради рейтингов телевизионщики готовы на любые ухищрения, они легко превращают смерть в праздник, но однажды натыкаются на сопротивление бывшего офицера полиции, да не простого, а с лицом Арнольда Шварценеггера. Нужно ли объяснять, для кого эта игра стала смертельной?
Какие же смертельные игры без Поединка Смертных, проводимого зловещим Императором из серии фильмов «Смертельная битва»? Картина Пола У.С. Андерсона – пример удачной адаптации на большом экране культовой компьютерной и видеоигры, при том что смысла в поединках на мониторах было немного, лента получилась очень даже увлекательной, а шикарные боевые сцены сделали фильм культовым. Да, вполне очевидно, что «Смертельная битва» чуть менее чем полностью состоит из штампов и клише, но кто сказал, что предсказуемость и очевидность нельзя использовать во благо? Отважные Лю Кан, Соня Блэйд и Джонни Кейдж оказались такими героями, за которых хотелось переживать, даже если выходили они против непобедимых Горо и самого Шан Цзуна.
На дом задают много уроков? В школе запрещают бегать по коридорам и сидеть на подоконниках? Биологичка – дура? Это вы еще не видели, каково приходится учащимся в Японии – их, согласно сюжету «Королевской битвы» Кэндзи Фукусаку, за провинности сгоняют целыми классами на одинокий остров под дулами автоматов и заставляют там вести смертельное сражение друг с другом. Такие вот игры на открытом воздухе. Лентой о том, как дети уродуют и убивают друг друга, японцы встряхнули общественность не только у себя на островах, но и по всему миру. Благо, в Голливуде и Европе повторить опыт никто не решился, зато в самой Стране восходящего солнца вышло несколько официальных и неофициальных продолжений.
Обучение в Хогвардсе не назовешь легкой прогулкой – школа магов сама по себе наполнена опасностями, а уж соревнования вроде турниров по квиддичу или Кубка Огня и вовсе регулярно приводят к травмам и даже смертям. Со смертельно опасной игрой троице главных героев впервые пришлось столкнуться уже в дебютном фильме – Гарри, Рон и Гермиона вынуждены исполнить роли фигур на волшебной шахматной доске, где фигуры вполне достоверно убивают друг друга. Чтобы пройти к своей цели, юный волшебник со шрамом на лбу вынужден подвергнуть своих друзей опасности, которая вполне может стать их последним приключением. К счастью, Рон и Гермиона оказываются умнее и ловчее волшебных созданий.
2009 год стал годом «Аватара», однако истинные поклонники научной фантастики и триллеров помнят не только о войне за Пандору, но и картину дуэта постановщиков Невелдайн/Тейлор под названием «Геймер». По сюжету этой ленты компьютерные игры, пусть и в весьма ограниченном формате, выбрались в реальность – игрок может вступить в схватку с другими геймерами, но управлять при этом не набором пикселей на экране, а самим Джерардом Батлером. Осужденные преступники в мире, показанном в фильме, получают шанс на досрочное освобождение, если продержатся в игре достаточно долго – и герою Батлера нет в этом равных. Его игра очень быстро перестает быть простым развлечением, а ведущий и ведомый в паре «геймер-аватар» внезапно меняются ролями.
В последние годы «смертельные поединки» заметно помолодели. Настолько, что в «Голодных играх» на турнир, в котором лишь один из 24 участников должен остаться в живых, стали отбирать детей. Вместо одной из выбранных жребием девочек на верную смерть вызвалась Китнисс Эвердин, дочь шахтера, мастерски владеющая луком и стрелами. Разумеется, в бою с двумя дюжинами отлично подготовленных противников шансы у нее минимальны, но добрая и отзывчивая девушка обретает сразу несколько сторонников, которые помогают ей избежать верной смерти там, где ее гибель казалась неминуемой. «Голодные игры» – жесточайшее и кровавейшее изобретение Панема – стали настоящим подростковым хитом, сперва объединившим миллионы читателей по всему миру, а после ударившим четырьмя фильмами, собравшими в прокате сотни миллионов долларов.
Наконец, перед походом на «Правду или действие» нелишним будет вспомнить о другом недавнем молодежном триллере, основанном все на том же принципе «разводки на слабо». «Нерв» с Дэйвом Франко и Эммой Робертс в главных ролях культовой лентой не стал, однако крепко зацепил зрителей самых разных поколений – люди постарше считают его подтверждением того, что Интернет жесток и опасен, молодежь улыбается и говорит: «Это вы еще настоящих ужасов не видели!» Как бы то ни было, влияние виртуальной реальности на героев в «Нерве» показано блистательно: вот ты вроде бы рационально подходишь к интернет-разводкам и называешь виртуальные игры толстым троллингом, а несколько часов спустя оказываешься на краю гибели, потому что не желаешь уступать в глупой игре.