Фильмы ужасов, возможно, пострадали от любви студий к ремейкам и сиквелам больше остальных – культовые герои хорроров превратились в «иконы», которые не столько пугают, сколько «питаются» зрительскими эмоциями, подобно вампирам
Джек Торренс
У Джека Николсона в фильмографии достаточно впечатляющих актерских работ, но роль Джека Торренса в «Сиянии» Стэнли Кубрика даже в ряду МакМерфи-Джокер-Шмидт выделяется своим объемом и значением для последователей. В «Сиянии» чудесным образом сплелись таланты Николсона, Кубрика и Стивена Кинга, и именно этому, очевидно, обязан Джек – персонаж получился многогранным и пугающе изменяющимся с течением времени. Несколько лет спустя, разочарованный интерпретацией Кубрика, Кинг попытался снять «собственное», «правильное» «Сияние», но, по счастью, этот телеэксперимент скоро забылся зрителями, а Торренс остался единственным и неповторимым.
Раду Маласар
Куда более успешный автор триллеров, чем хоррормейкер, Майкл Манн в свое время отрекся от авторства «Крепости» – своего третьего фильма, «обезображенного» редакторскими правками продюсеров и боссов студии Paramount. Но даже сегодня эта картина, действие которой разворачивается в годы Второй мировой войны, является культовой для поклонников хорроров со стажем. Прежде всего, благодаря центральному отрицательному персонажу – монстру-вампиру по имени Раду Маласар. Имеющий уникальный облик и способность высасывать из своих противников жизненную силу Маласар запомнился зрителям надолго, но больше на экранах не появлялся.
Зефирный человечек
Сложно представить себе более нелепое существо, призванное уничтожить мир, чем Зефирный человечек, но именно в его абсолютной «нестрашности» и кроется главный ужас – разве можно с такой улыбочкой топтать людей, сминать машины и разрушать дома? «Охотников за привидениями» принято считать комедией, но его открывающая сцена и финальная битва явно сделаны с прицелом на взрослую аудиторию, выросшую на фильмах ужасов, а потому и Зефирчика можно считать полноценным злодеем. То, что его не пригласили в продолжение и перезагрузку, лишь добавляет «Пузырю» веса. Значит, боятся!
Дэвид Ло Пэн
В то время как ощутимая часть наследия Джона Карпентера уже попала в жернова мельницы ремейков, «Большому переполоху в маленьком Китае» пока удается отстоять «невинность» (не в последнюю очередь из-за того, что у прикрепленного к ремейку Дуэйна Джонсона сто проектов на неделе). Но это и хорошо. Это значит, что никто не посмеет испортить нам детские воспоминания о Дэвиде Ло Пэне, одном из самых оригинальных и вдающихся злодеев Карпентера. Могущественный проклятый колдун, стреляющий огнем из глаз, только притворяется немощным стариком – внутри Ло Пэна прячется бледный демон, идеальный злодей для таинственного Гонконга.
Дэвид
Картина Ричарда Доннера и Джоэла Шумахера «Пропащие ребята» о подростках, столкнувшихся в Калифорнии с бандой байкеров-вампиров, лишь на первый взгляд кажется легкой комедией – стоит свой актерский талант проявить Киферу Сазерленду, как становится очевидно, что перед нами добротный хоррор. Сазерленд проявил немало старания, которое вылилось в несколько впечатляющих сцен обращения человека в вампира. Может быть, Дэвиду не слишком повезло с гримом, но голос актера превращает предводителя байкеров в пугающего монстра в человеческом обличии. Гибель Дэвида оставляла намек на воскрешение героя, но, к счастью, этого не случилось в прошлом веке, а сейчас возвращаться и вовсе поздно.
Доктор Ченнард
В следующем году мучения «Восставшего из ада» могут обрести свою десятую итерацию, и это на самом деле довольно грустно, потому что еще в четвертой части франшизы приключения Пинхэда не достойны большего, чем выпускаться сразу на DVD. Некогда любимый многими персонаж сегодня превратился в плюшевую игрушку, не способную пугать, но в прошлом у поклонников Пинхэда осталась пара неплохих воспоминаний. И одно связано со вторым фильмом серии, где на передний план вышел психиатр доктор Ченнард, желающий узнать, что же такое на самом деле ад. И он узнал – превратился в одного из самых могущественных демонов Вселенной. Жуткий грим и скрипучий голос актера Кеннета Крэнема сделали свое дело – сенобит Ченнард напугал всех настолько, что его решено было больше не воскрешать.
Доктор Дэккер
Дэвид Кроненберг гораздо более известен в кругах киноманов как постановщик, но есть за его плечами и несколько актерских работ. Наиболее значимая из них – роль в хорроре Клайва Баркера «Ночной народ», Кроненберг сыграл психиатра доктора Дэккера, вызвавшегося помочь главному герою в преодолении его кошмаров, но на деле оказавшегося серийным убийцей. Знаменитый режиссер откровенно украл фильм у остальных актеров – то, как в пять секунд его персонаж из почтенного эскулапа превращался в одержимого психа, просто завораживает, а маску с глазами-пуговками, однажды увидев, вы не забудете уже никогда. Финал картины намекает на возможное продолжение, но слабенькая касса надежды фанатов Баркера и Дэккера перечеркнула.
Буффало Билл
О работе Энтони Хопкинса в «Молчании ягнят» написаны тысячи эссе, но, справедливости ради, в двухчасовом фильме он появляется всего на четверть часа и даже не является главным злодеем. Непосредственной целью полиции в фильме, если вы помните, был Баффоло Билл, «серийник», не определившийся с полом, но страстно желающий изготовить себе оригинальный кожаный наряд. Персонаж Тэда Левайна незаслуженно обойден сегодня вниманием, а ведь без него, без его любви к лосьонам и танцам не было бы встречи Лектера и Старлинг. Многие поклонники книг Томаса Харриса с нетерпением ожидали появления Билла в сериале «Ганнибал», но, увы, шоу остановилось, не дожив до памятной встречи.
Асами Ямадзаки
«Кинопроба» Такаси Миике вышла в прокат на волне всемирной страсти к j-хоррору, но оказалась погребена под сиквелами и ремейками многочисленных «Звонков», «Проклятий» и «Темных вод». И слава богу, потому что любой повтор просто убил бы уникальную атмосферу этой «драмы ужасов». Ничего не подозревающий зритель, впервые смотрящий картину, из мелодрамы об одиноком мужчине переносится в леденящий кровь триллер о психованной садистке, получающей удовольствие от пыток с невозмутимым выражением лица. Голливуд некоторое время назад прицеливался к ремейку «Кинопробы», но что-то не сложилось, хотя «следы» смакования пыток можно разглядеть в «Хостеле» и ему подобных западных ужасах.
Бледный человек
Мало кто может сравниться с Гильермо дель Торо в мастерстве придумывать каких-то совершенно небывалых существ и монстров для своих фильмов – созданный им «паноптикум» украсил бы любую кунсткамеру мира. Полагаем, что у каждого есть свои любимые «уродцы» в зоопарке режиссера, но наверняка в тройке ваших фаворитов найдется место Бледному человеку из «Лабиринта фавна». Даже не двигаясь, это чудище, сыгранное Дагом Джонсом, заставляет сердце замереть в груди, а уж разбуженное и вовсе пугает до икоты. Несмотря на то что «Лабиринт» является частью трилогии, второго появления Бледного зрители больше не дождались. Тут дель Торо можно только поблагодарить.
Мистер Бабадук
Лента австралийки Дженнифер Кент «Бабадук» стала одним из лучших хоррор-впечатлений для зрителей и критиков в последние годы, и случилось это далеко не только благодаря любимым сегодня «бу-моментам», эксплуатируемым в других ужастиках в хвост и в гриву. Монстр, преследующий Сэма и Амелию, появляется редко, но метко – от одной его тени можно похолодеть от страха. А уж книга о нем – просто какой-то Некрономикон. Успех картины мог бы подвигнуть авторов на продолжение, но, к чести Кент, она сохранила права на персонажа и заверила фанатов фильма, что сиквела не будет. И то верно – Бабадук должен сидеть на цепи в подвале.
Зло
Минималистическая концепция – вот что сделало хоррор «Оно» Дэвида Роберта Митчелла столь значимой страницей в истории кино прошедших лет. Некоторое проклятие передается половым путем, непонятно чем грозит и проявляется в самых различных формах – от близких родственников до незнакомых стариков. Самое страшное – у преследующего главную героиню Зла всегда пустые глаза и предельно сосредоточенное выражение лица, медленно, но неизбежно приближаясь, оно и создает тот самый ужас, искомый авторами. Картина не во всем логична, а происхождение проклятия не очень понятно, но любые попытки объяснений и оснований лишь испортят мрачную атмосферу. Пусть уж «Оно» остается без сиквела.
Джозеф
Монстры и чудовища порой пугают куда меньше, чем человек, у которого с головой явно что-то не в порядке. Главный герой мокьюментари-хоррора Патрика Брайса «Ублюдок» отправляется по объявлению поработать в качестве видеооператора, но сталкивается с весьма неожиданной просьбой – нанявший его человек ищет родственную душу, с которой мог бы сдружиться. Час за часом навязываемая дружба становится все назойливее, а одинокий Джозеф из безобидного «чудика» превращается в маньяка, давно подстерегающего свою жертву. Один из самых ярких хорроров прошедших трех лет грозит обзавестись сиквелом, но пока авторы топчутся на месте, мы со спокойной душой можем отвести Джозфу местечко в нашем списке.