
Небольшой городок Даунерс Гроув с некоторых пор накрыло проклятье – каждый год накануне выпускного погибает кто-то из старшеклассников и праздник неизбежно омрачают похороны. Очередной выпускной приближается, и хотя весь город шепчется о том, кто умрет в этом году...
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат.
Небольшой городок Даунерс Гроув с некоторых пор накрыло проклятье – каждый год накануне выпускного погибает кто-то из старшеклассников и праздник неизбежно омрачают похороны. Очередной выпускной приближается, и хотя весь город шепчется о том, кто умрет в этом году, Крисси (Белла Хиткоут) не верит в проклятье. У нее свои проблемы – на нее позарился местный «звездный» футболист Чак (Кевин Зегерс), задумавший изнасиловать девушку, а Крисси возьми да и выдави ему глаз. На спортивной карьере парня теперь можно ставить крест, но на Крисси он отыграется.
Брет Истон Эллис – культовый писатель, автор «Американского психопата» и сейчас подзабытых, но в свое время пошумевших молодежных драм «Меньше нуля» (1987) и «Правила секса» (2002). Вышедшие в последнее десятилетие «Информаторы» и «Каньоны», снятые по его сочинениям, прошли незамеченными, не станет исключением из этого мини-правила и «Проклятие Даунерс Гроув», благо что здесь Эллис выступил «наемным работником» – адаптировал для экрана чужую книгу (за авторством Майкла Хорнбурга), изданную еще в конце 90-х.
Если пытаться подобрать картине какие-то аналоги, то это кино, напоминающее одновременно «Девственниц-самоубийц», «Альфа Дога» и десятки триллеров о сталкерах-маньяках в школьных интерьерах. Вообще это хорошее, перспективное сочетание, однако Эллис и постановщик Дерик Мартини слегка теряются в приоритетах. Заглавное проклятье, висящее над героями дамокловым мечом, – своеобразная метафора трудностей подростковой жизни, а угрожающая им смерть – символ перехода подростков во взрослую жизнь, полную опасностей. Этим цепляла книга, но в фильме «социалка» недотянута, юмор книги при переносе на пленку выветрился, обязательный финальный твист замаскирован из рук вон плохо, зато «фирменные» эллисовские наркотические темы оплели фильм мертвой хваткой – даже положительные герои через эпизод курят травку, а плохие ребята так и вовсе не слезают с белого порошка.
В хаотично разбросанных по «Проклятью Даунерс Гроув» диалогах о религии, сексе, судьбе то тут, то там вылезают намеки на более глубокое и вдумчивое кино, однако в единую философию, как, к примеру, в «Донни Дарко», они не складываются, так и оставаясь занятными, но разрозненными «заметками на полях». Вообще фильм, как кажется, существенно подредактировали, потому что длится он менее полутора часов, из которых на заключительные титры с парой дурацких, никому не нужных нарезок из серии «вспомним, с чего все начиналось» отведено более десяти минут – словно на финальном монтаже выкинули всю «лирику», дабы сделать картину более жанровой и динамичной.
Из этого, впрочем, не нужно делать вывод, что фильм совсем плох – как минимум он атмосферен, необычен и в нем ощущается располагающая «олдскульность» конца девяностых. Плюс в нем есть что «порассматривать», от отдельных брутальных сцен и яркого саундтрека до ряда интересных актерских работ. Среди последних выделяются Белла Хиткоут, несколько лет назад блеснувшая у Тима Бертона в «Мрачных тенях», а также Кевин Зегерс в непривычной роли самоуверенного «быка», который дома под взглядом отца-деспота превращается в тряпку. Хотя, конечно, играть старшеклассника в тридцать лет – это уже явный перебор.