
Кошмарная эпидемия превратила большую часть человечества в кровожадных монстров, но кое-кто все-таки выжил, а спустя какое-то время чудовища вымерли сами по себе – от отсутствия еды и экстремального холода, опустившегося на планету
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат.
Кошмарная эпидемия превратила большую часть человечества в кровожадных монстров, но кое-кто все-таки выжил, а спустя какое-то время чудовища вымерли сами по себе – от отсутствия еды и экстремального холода, опустившегося на планету. Проходит девять лет, в небольшом поселке Хармони в соседних домах живут два бывших друга (Мэттью Фокс и Джеффри Донован) – когда-то они не поделили одну женщину, и теперь один воспитывает ее дочь, стараясь прививать девочке ценности павшей цивилизации, а второй прожигает жизнь в пьяном угаре. Они не общаются, но однажды им все-таки придется объединиться – когда окажется, что монстры вернулись, да еще и с новыми эволюционными «фишками».
Несколько лет назад на мировой арене вовсю гремели испанские триллеры и хорроры – жесткие, провокационные, смелые. Сейчас волна схлынула, былого «хайпа» уже не слышно, но некоторых испанских режиссеров приметили и помогли закрепиться в Новом Свете с англоязычными проектами. Так, постановщик и сценарист «Вырождения» Мигель Анхел Вивас пять лет назад снял мощный, очень злой триллер «Захват», в котором несколько отморозков брали в заложники обеспеченную мадридскую семью.
«Захват» запомнился бескомпромиссной жестокостью и виртуозной работой с камерой (в фильме было всего 11 монтажных склеек!), и в этом свете особенно удивительно, что в «Вырождении» нет ни того, ни другого – это поначалу многообещающая, но быстро скатывающаяся в сентиментальную патоку и неубедительный пафос притча об искуплении и о том, что делает человека человеком. Притча по-европейски обстоятельная и вдумчивая, но, честно говоря, малоубедительная и довольно занудная.
Проблема «Вырождения» типична для фильмов постановщиков, которые стараются перейти на «новый уровень», Вивас пытается усесться на несколько стульев сразу. Если начинается картина как клон «28 недель спустя» (помните эту мощную сцену в начале фильма с неожиданной атакой зараженных?), то затем она резко встает на месте, превращаясь в камерную драму о том, как отец и дочь живут в добровольной изоляции в опустевшем мире, а в финале начинается экшен с претензиями на оригинальность (эволюционировавшие чудовища слепы и ориентируются на слух, поэтому герои врубают через громкоговорители «хэви» и начинают беспорядочную пальбу по оглохшим монстрам).
Работает эта жанровая солянка не очень хорошо, и в глаза постоянно лезут нестыковки и откровенные глупости – например, монстры с феноменально развитым слухом почему-то не могут поймать испуганного ребенка (!), который ходит от них в двух шагах (!!) по колено в воде (!!!). Что же до драмы, то ее подкашивает неубедительная игра Джеффри Донована – персонаж у него и так не очень-то симпатичный, плюс мужчину «на вечном стреме» он изображает так гипертрофированно, что добивается обратного, комического эффекта. Мэттью Фокс из «Остаться в живых» с ролью справляется на порядок лучше, но его игра только подчеркивает слабость Донована.
В довершение всего в «Вырождении» есть явная проблема с бюджетом – и речь не только о компьютерных монстриках, которые местами выглядят хуже, чем вампиры в схожем по тематике «Я легенда» (которому скоро уже десять лет!), но и о фонах. Заснеженные леса и обледеневший мегаполис полностью нарисованы на компьютерах, и местами это сильно режет глаз.