Актрисы Космина Стратан и Кристина Флутур, сыгравшие в драме Кристиана Мунджиу "За холмами" получили за свои роли Золотую пальмовую ветвь на последнем Каннском кинофестивале. Накануне выхода картины в прокат девушки немного рассказали о проекте, своих героинях, православии и любви...
Ваши героини встречаются спустя годы разлуки в монастыре, который по разным причинам ни одна из них не может покинуть. Почему, что это за причины?
Космина Стратан: История начинается до начала фильма, и это очень важно понимать. Девушки выросли вместе, они зависели друг от друга, и моей героине всегда нужен был кто-то, на кого можно положиться. Она не может сама сделать выбор, не может жить сама по себе, и ей нужно, чтобы кто-то был рядом. Поэтому когда Алина уехала в Германию, ей (Войкице) было очень непросто, и она должна была найти кого-то еще, на кого можно опереться, и нашла монастырь с его настоятелем и монахинями. Алине, вернувшейся из Германии, сложно с этим мириться.
А ваша героиня, что вы можете рассказать про нее?
Кристина Флутур: Она очень хочет жить, но ей это не позволяют, во всяком случае, так как ей бы того хотелось. Когда она встречает Войкицу, та очень изменилась. Человек, которого вы не видели даже два года, может очень сильно отличаться от того образа, который вы помните. Так что Алина приезжает на родину и встречает совершенно другого человека. К тому же у Войкицы уже кто-то есть в сердце, и от этого Алине совсем тяжело.
Особенно тяжело, когда этот "кто-то" – Бог.
К.Ф.: Да, с Богом тягаться тяжело.
Получается, что любовь и церковь плохо сходятся?
К.С.: Ну страсть вообще штука опасная. Неважно, говорим ли мы о любовной страсти или о страстной любви к Богу. Страсть заставляет людей странно себя вести, она мешает им понять слова или решения других людей. По-моему, это и есть суть главного конфликта фильма – страсть и не умение людей совладать с ней.
К.Ф.: Страсть скрывает много других вещей. За ней могут прятаться страх одиночества, отчаяние, фрустрация, и это заставляет человека цепляться за кого-то. Иногда за страстью прячется не любовь, а именно этот страх. Поэтому когда человек уже не рядом с вами, страх вылезает наружу. Приходится смириться с пониманием, что ты не так уж сильна. И тогда приходится бороться за этого человека, бороться за то, чтобы быть с ним. Так что страсть может быть очень относительным понятием. Не всегда, но иногда, как в этом случае.
Большая часть фильма проходит в монастыре или в церкви. Насколько важную роль играет православие среди молодых людей в Румынии?
К.Ф.: Очень важную. Церковь обладает огромным влиянием, и большинство румын православные, но я не уверена, много ли среди нас истинно верующих. Иногда люди делают догматичные, формальные вещи в церкви, принимают участие в обрядах, а выйдя за ее пределы, ведут себя так, как не должен себя вести настоящий христианин. Ругаются, кричат на кого-то, ну вы понимаете. Так что разница между православным и верующим все же существует. Если эти вещи совмещаются в одном человеке – это прекрасно.
К.С.: Ну знаете, православная церковь не настолько строга в Румынии.
Не как в фильме?
К.С.: Ну если мы говорим о монастыре, то там, конечно, строго. Но я говорю о мире вне его стен. Церковь не говорит вам "делайте то и это". Она дает вам возможность самим сделать выбор. Я думаю, фильм еще и про возможность пересмотра своих решений и возможность понять, что для тебя правильно.
Я знаю, что фильм снимали долго, съемки шли в плохих погодных условиях. Расскажите, тяжело ли было вам работать на нем?
К.Ф.: Да, было тяжело, но это было еще и прекрасно – работать с Кристианом и со всей съемочной группой. Правда, к концу фильма я была измотана. К финалу уже начинаешь чувствовать и погоду, и эмоциональную сложность своей героини – все то, что не утомляло тебя во время съемок.
Кристиан снимал в хронологическом порядке?
К.С.: Да, и это было очень полезно для осознания своего персонажа и вживания в роль. Так что моя первая роль была в фильме, снятом в хронологическом порядке, и мне это здорово помогло.
Как вы думаете, как фильм будет воспринят в Румынии?
К.Ф.: Не знаю, но я уверена, что этот фильм надо смотреть с открытым сердцем, оставив дома все проблемы, предрассудки и табу.
К.С.: Вы должны найти в себе силы увидеть правду, которая прячется за историей. В таком случае, проблем, думаю, не будет.
Как я понял, ваши героини были когда-то любовницами. Как в Румынии относятся к такого рода отношениям? Насколько высок уровень терпимости?
К.Ф.: Не думаю, что он очень высок. Но для меня история все же не про это, не просто про любовь двух девушек друг к другу. Она больше про чувство безопасности, про то, что Войкица олицетворяет для Алины. Она для нее и отец, и мать, которых у Алины не было, и друг, и все остальное.
К.С.: Согласна (смех).