«Субстанция» Корали Фаржа вернула на большие экраны Деми Мур — звезду 1990-х, секс-символ Голливуда и романтичную художницу из фильма «Привидение». На протяжении всей карьеры Мур бросала вызов социальным предрассудкам, играла провокационные роли и отстаивала права женщин на самоопределение, снимаясь в откровенных сценах, при этом боролась с эксплуатацией женского образа в кино. «Субстанция» показала, что в смелости Деми Мур нет равных. Вспоминаем, какими храбрыми поступками Мур удивляла общественность.
Деми Мур не побоялась откровенно поделиться своими травмами в мемуарах
В 2019 году Мур выпустила мемуары «Наизнанку» (Inside Out) — мрачный и правдивый роман про ее жизненный путь, который обращает внимание на важность ментального здоровья. В книге Мур осмысляет события из детства, старт карьеры, своих мужчин, а также делится секретами и темными воспоминаниями. В пять лет ей диагностировали болезнь почек. Вечные переезды не давали завести друзей. А сложные родители с зависимостями и суицидальными наклонностями лишали покоя: 11-летней Деми даже пришлось вытаскивать горсть снотворных таблеток из горла матери.
На страницах книги актриса впервые публично рассказала о пережитом в 15 лет сексуализированном насилии — ранее о травмирующем опыте она не говорила никому. Случившееся описано с горечью и болью, ведь Мур предала родная мать, променяв ее на 500 долларов. Несмотря на обстоятельства, Деми хватало смелости двигаться дальше. В 2010-х актриса начала поддерживать благотворительные организации, борющиеся с торговлей людьми, эксплуатацией детей и секс-трафиком.
Самое важное в автобиографии Деми Мур — высокий уровень саморефлексии. Тем убедительнее кажется смелость актрисы в отстаивании своего права на счастье и в невероятном умении перерождаться после трудных жизненных событий — насилия, скандалов и разводов. На страницах книги Мур признается в ошибках и уязвимостях, сожалеет о поступках, совершенных по глупости, и рассказывает, с каким трудом обрела личные границы и саму себя. Детство и неуравновешенные родители привели актрису к алкогольной зависимости, а неуверенность в себе и тревога — к расстройству пищевого поведения. Последнее усугубляла работа. На съемках «Что случилось прошлой ночью» Деми приходилось обнажаться для откровенных сцен и выслушивать упреки режиссера в адрес ее тела. Поэтому «Наизнанку» еще и дневник наблюдений за ментальным выздоровлением актрисы.
Первые деньги Деми Мур заработала на нюдсах
Стать кинозвездой Деми Мур захотела после встречи с 17-летней старлеткой Настасьей Кински («Париж, Техас»). Они познакомились в Западном Голливуде — девчонки жили в соседних апартаментах. Деми читала Настасье, еще плохо знающей английский язык, сценарии будущих фильмов. В Кински чувствовалось невероятная сила и свобода — то, чего так не хватало самой Деми в подростковые годы. Пятнадцатилетняя Мур очень боялась, что в Голливуде ей уже не найти места, ведь многие популярные на тот момент актрисы с детства играли в кино. Кински помогла Деми обрести веру в себя.
В тот год Деми отважилась попробоваться в криминальный сериал Kaz. Она сыграла 13-летнюю секс-работницу. Место в Гильдии киноактеров Мур обеспечила ее первая реплика в телешоу: «50 долларов, мистер».
Какое-то время она работала на ресепшене киностудии, параллельно посещая курсы актерского мастерства. Но первые серьезные деньги актриса заработала своеобразным способом. Деми связалась с фотографом, продающим полуобнаженные снимки моделей на японский рынок. Деми решила попробовать. Тогда ей едва исполнилось 16 лет. Следом Деми снялась для французского аналога Playboy — журнала Oui, на этот раз без обнаженки.
Деми Мур настояла на гонораре, как у коллег-мужчин
В 1996-м Деми Мур стала самой высокооплачиваемой актрисой, запросив 12,5 миллиона долларов за роль в фильме «Стриптиз». Подобные гонорары до этого получали только мужчины. На момент съемок актриса состояла в браке с Брюсом Уиллисом и, конечно же, знала о зарплате мужа. Ее жутко раздражало неравенство: почему за одинаковый объем выполненной работы мужчины и женщины получают кардинально разную сумму?
Деми стремилась изменить правила индустрии, но подвиг актрисы мало кто оценил. Из-за того что Деми сыграла в эксплуатационном кино еще и роль стриптизерши, ее обвиняли в предательстве всех женщин. А высокий гонорар актрисы пресса объясняла обилием откровенных сцен в фильме.
Тем не менее Мур проложила путь для будущих поколений актрис. После нее женщины стали смелее требовать высокие зарплаты. Например, Джулия Робертс за роль в «Красотке» в 1990-м получила всего 300 тысяч долларов, тогда как Ричарду Гиру вписали чек на 15 миллионов. Но 10 лет спустя за работу в фильме «Эрин Брокович» Робертс смогла выбить гонорар в 20 миллионов долларов.
Деми Мур снялась в обнаженной фотосессии Vanity Fair во время беременности
В августе 1991 года разразился скандал. На обложке нового номера Vanity Fair блистала обнаженная Деми Мур на седьмом месяце беременности. Фото было идеей актрисы и фотографа Энни Лейбовиц. Мур хотелось привлечь внимание к красоте беременности и материнства. «Мне казалось нелепым, что в те годы беременных женщин изображали бесполыми. Женщины стыдливо прятали свой живот под мешковатой одеждой, вместо того чтобы наслаждаться своими новыми красивыми изгибами. <…> Мне хотелось изменить это отношение, показать, что беременность роскошна и прекрасна», — пишет Деми в мемуарах.
В тот август газетные прилавки наотрез отказывались выставлять номер журнала на продажу. Общество раскололось на два лагеря. С одной стороны, Деми получала сотни благодарных писем от женщин, которым было важно увидеть в Деми не только актрису откровенных фильмов, но и защитницу прав женщин на самовыражение. С другой — Деми обвиняли в эксгибиционизме и распространении порнографии. Консервативная публика восприняла ее снимки как издевательство над сакральным образом матери.
Сама актриса не воспринимает знаковую фотосессию как подвиг или активистский жест. Для нее это был момент творчества и возможность насладиться опытом материнства, раскрыть свою сексуальность и нарушить табу, показав беременную женщину желающей, чувственной и страстной.
Сломала стереотипы о женщинах в фильме «Солдат Джейн»
Деми Мур сама никогда не признается в своей смелости, однако практически каждая ее роль бросала вызов консервативным нормам и гендерным предрассудкам. Одним из самых провокационных фильмов в ее карьере стал «Солдат Джейн» Ридли Скотта.
По сюжету Джордан О’Нил служит лейтенанткой ВМС США, но из-за пола ей никак не продвинуться по службе. Не то чтобы О’Нил мечтает воевать наравне с мужчинами — ей скорее важно иметь право выбора и равные возможности. О’Нил соглашается на эксперимент сенатора Лилиан и отправляется на самую суровую военную подготовку морпехов ВМС, и с каждым новым испытанием О’Нил доказывает себе и окружающим, что женщины вообще не «слабый пол».
Критики фильм растерзали, а за роль в картине Мур получила далеко не «Оскар», а «Золотую малину». Возможно, тема фильма была слишком вызывающей даже по меркам нулевых. Все-таки героиня Мур развенчивает патриархальную установку о превосходстве мужчин над женщинами, показывая, что в битве полов не должно быть проигравших, и требуя для женщин возможности бороться за свои амбиции. И иметь шанс играть те социальные роли, которые им по душе.
Деми Мур вновь нарушает табу в «Субстанции»
На протяжении всей карьеры к Деми Мур будто не относились всерьез. Ее откровенные и прорывные образы лишали ее больших кинопремий. Фильмы с ее участием почти никогда не добирались до гонки за «Оскар», а сама Мур получала лишь пощечины от критиков и издевательские комментарии от сексистов-режиссеров. При этом большую часть карьеры Мур подсвечивала важные проблемы, с которыми сталкиваются женщины. В фильме «Если бы стены могли говорить» поднимается остросоциальная тема абортов, а в картине «Пять» пять женщин сталкиваются с раком молочной железы.
Поэтому с ролью несчастной звезды на пенсии — Элизабет Спаркл — могла справиться только Деми Мур, самая смелая актриса Голливуда, которую уже ничем не удивить и не сломить.
«Субстанция» — кровавое извержение чувств, страхов и желаний, сомнений и ненависти к себе. И манифест, объявляющий войну эйджизму и сексизму в развлекательной индустрии. Но в Элизабет Спаркл сосредоточились не только политические идеи Фаржа и ее страхи по поводу старения, но и более глубинные переживания, с которыми знакома любая женщина. Как и Элизабет, Деми Мур испытывала ненависть к своему отражению в зеркале и годами притворялась на публике другой, лишь бы получить свою порцию любви и признания.
Зрелость и обретенная с годами мудрость теперь дают Мур полную свободу. В фильме она бесстрашно встречается со своими переживаниями и храбро распоряжается своим телом в кадре. Она больше не боится выглядеть сексуальной и красивой. Искрится телесными метаморфозами, позволяет себе быть пугающей и монструозной — все ради мести хейтерам и индустрии, которая годами эксплуатировала ее тело и молодость.
Насчёт стриптиза и Деми Мур, спорил тут с одной фемактивисткой, которая призывает запретить стриптиз, мол, женщин угнетает (самих танцовщиц она спрашивала?). Вот и чем они от коллективных "милоновых" отличаются. А насчёт принятия своего возраста, если время закончилось, то нет проблем уйти, что такого - то?. Везде же свои правила должны быть, на всех работах, чем они недовольны - то?