В жестокой конкуренции с голливудскими мейджорами выживают немногие независимые студии. Кто-то прогорает и объявляет о банкротстве, кто-то идет под крыло «большому брату», но есть и те, кто организуют альянсы и ведут бои с «превосходящими силами противника». Одной из самых горячих голливудских новостей в этом году стало поглощение корпорацией Lionsgate студии Summit Entertainment, последняя потеряла некоторую свободу, но не исчезла навсегда. Мы решили вспомнить, с чего начинался путь на «вершину» (Summit переводится с английского именно так), чем еще, кроме «Сумерек», может похвастать студия и увидим ли мы еще ее логотип на большом экране
Как и многие другие компании, о которых мы рассказывали ранее, Summit Entertainment начиналась как дистрибьюторская фирма. Организована она была еще в 1991 году тройкой весьма примечательных людей. У подножья «Вершины» стояли немец Бернд Айхингер, владелец Constantin Film, израильтянин Арнон Милчен, будущий основатель кинокомпании Regency Enterprises, большой друг Мартина Скорсезе, Роберта Де Ниро, Терри Гиллиама и Оливера Стоуна, и венгр Эндрю Дж. Вайна, сооснователь компании Carolco Pictures. Каждый из этой тройки был больше увлечен своими основными проектами, полагая Summit Entertainment неким третьестепенным делом. Так и было до тех пор, пока в 1995 году Summit не включилась в производство и софинансирование фильмов, а в 1997 году взялась за полный цикл.
Амбиций новому игроку на рынке кинопроизводства было не занимать – первой же большой работой, в которой активное участие приняла Summit Entertainment, стал фильм «Эвита» с Мадонной в главной роли. Следующие два шага были яркими, но недостаточно кассовыми, чтобы вывести студию на новый уровень: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и «Карты, деньги, два ствола» есть практически в каждой коллекции, но в кинотеатрах они прошли незаметно. Последующие работы и вовсе пропали в безвестности, и до конца века «вершины» студийному руководству только мнились. Прорыв случился летом 1999 года, когда совместно с Universal Summit Entertainment выпустила в прокат молодежную комедию о школьных выпускниках, обретающих первый сексуальный опыт. Картина с не самым говорящим названием «Американский пирог» и рейтингом R собрала в мире 230 миллионов долларов при 11-миллионном бюджете.
Как ни странно, этот успех никаким образом не подстегнул производство под маркой Summit Entertainment – компания по-прежнему выпускала два-три фильма в год, и все они при несомненном интересе критиков и искушенных зрителей в прокате оказывались далеко от первых мест чартов бокс-офиса. А ведь именно Summit Entertainment выпустила «Помни» и «Бессонницу» Кристофера Нолана и «Ванильное небо» Кэмерона Кроу, хотя и потеряла все права на сиквелы «Пирога», а яркий успех экшен-комедии «Мистер и миссис Смит» тут же «сожрал» провал «Братьев Гримм»…
Студии нужны были перемены, и они пришли в лице Роба Фридмана. Фридман – человек, который вполне мог бы сам стать героем фильма. В 1970 году он пришел в Warner Bros. Studios разбирать почту, направленную звездам кино. 27 лет, проведенные в компании, подняли его по карьерной лестнице до должности президента студии по рекламе и международному продвижению. В 1997 году Фридман перешел в Paramount, где также добился необычайных карьерных успехов. И вот в 2006 году ему предложили место топ-менеджера в Summit Entertainment с правом принятия самых рискованных решений. Первым делом новый руководитель подыскал инвесторов для студии (в общей сложности в Summit влили почти миллиард долларов), а затем начал поиск жемчужин в том ворохе, который несут в Голливуд агенты, сценаристы и продюсеры.
Не все первоначальные вложения оправдали себя – ставка на танцевальную мелодраму «Шаг вперед» сыграла, а вот фэнтези «Пенелопа» и хоррор «Парковка» в прокате провалились. К концу 2008 года компания подходила, скорее зализывая раны, чем триумфатором, однако последний свой ход Summit Entertainment еще не сделала – в ноябре в прокат выходит экранизация романа Стефани Майер о вампирах и оборотнях «Сумерки», и студия оказывается на самой настоящей «вершине». 400 миллионов долларов по миру, слава, фанатские армии, буквальное поклонение новым героям – в руках у Summit Entertainment оказалась курица, несущая золотые яйца. А главное, можно было позволить себе поэкспериментировать. Опять же с переменным успехом – «Знамение» Алекса Пройаса, например, собрало без малого 200 миллионов, а «Красавица и уродина» с Пэрис Хилтон в главной роли занимает почетное 9-е место в списке худших фильмов по мнению пользователей портала IMDb.
Но любые результаты меркли на фоне истерии, которая захлестывала кинотеатры в ноябре 2009 года. «Сумерки» ругали и зрители, и критики, но вторая часть «Сумерки: Новолуние» стартовала в американском прокате рекордными 142 миллионами за три дня! Даже сегодня, во времена тотальных побед комикс-экранизаций, это восьмой результат в истории. Последующие три фильма франшизы только наращивали темп – в сумме пять фильмов собрали в мире 3,3 миллиарда долларов. О таком успехе можно лишь мечтать!
К счастью, не «Сумерками» едиными жила Summit Entertainment последующие пять лет. Финансовая свобода подарила свободу творческую – «Шаг вперед» и «Поворот не туда» развились в большие франшизы, неожиданным хитом стал комедийный боевик «РЭД», пробы сил в анимации вылились в «Астробоя», Джоди Фостер вернулась к режиссуре с «Бобром», Тимур Бекмамбетов привез в Москву фантастический «Фантом»…
В то же время с 2008 года над Summit Entertainment нависала тень Lionsgate. В 2009 году поглощение уже почти случилось, но переговоры сорвались, а в январе 2012 года компании объявили-таки о слиянии. Впрочем, Summit оставила за собой некоторый «зазор», часть фильмов продолжает выходить под логотипом с горными вершинами – в этом году уже вышли «Иллюзия обмана» и «Тепло наших тел», на носу премьеры «Плана побега» и «Игры Эндера», «12 лет рабства» собирает призы на мировых киносмотрах. В планах на будущее за Summit числятся триквел «РЭД», перезагрузка «Горца» и антиутопия «Дивергент», конкурент «Голодным играм». Еще не все вершины взяты, а потому Summit Entertainment продолжает работать и радовать зрителей всех возрастов.
Самые кассовые фильмы: франшиза «Сумерки», «РЭД», «Знамение».
Крупнейшая неудача: «Сумасшедшая езда».