Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Супергероика в кризисе. Могут ли киностудии спасти ситуацию?

На протяжении последнего десятилетия супергероике прочат кризис. Правда, в конце десятых Marvel Studios, принадлежащая The Walt Disney Studios, отвечала на предсказания рекордными сборами, а DC (Warner Bros) обещала, что вот-вот догонит конкурента. Но в последние годы предсказания всё же начинают сбываться. Действия главных студий подтверждают, что кризис на пороге, если ещё не наступил. Что привело супергероику к стагнации? Может ли она спастись? И всё ли действительно так плохо?

Добавить в закладки
Супергероика в кризисе. Могут ли киностудии спасти ситуацию?

Сборы и цифры

В третьей фазе Marvel (2016-2019) вышло 11 фильмов, из них 6 собрали больше миллиарда долларов (два и вовсе преодолели отметку в два миллиарда). В рамках четвёртой и пятой фаз больше миллиарда собрал лишь один.

Естественно, сам факт оценки по миллиардным сборам показывает, насколько успешны кинокомиксы. Самый «провальный» фильм третьей фазы, «Человек-муравей и Оса», собрал более 600 миллионов долларов. Однако для четвёртой и пятой фаз этот показатель кажется солидным. Последний из вышедших фильмов в рамках киновселенной, «Капитан Марвел 2», собрал чуть больше 200 миллионов и оказался самым провальным в новейшей истории студии — раньше это звание носил «Невероятный Халк» с Эдвардом Нортоном, заработавший 250 миллионов долларов. Если бы не «Стражи Галактики 3», то 2023 год для КВМ выглядел бы совсем безрадостным.

Но упавшие сборы Marvel выглядят гигантскими на фоне DC. До окупаемости добирается лишь половина картин. Даже «Флэш», который фанаты ждали несколько лет, собрал лишь 270 миллионов при бюджете в 200-220 миллионов. «Чудо-женщина» собрала на 30 миллионов меньше своей стоимости, а «Шазам! Ярость богов» не окупился даже с относительно скромным 125-миллионным бюджетом. «Синий жук» собрал лишь 130 миллионов долларов при бюджете в 104 миллиона.

Сборы показывают два тренда: DC так и не научилась окупать своим проекты, а Marvel перестала зарабатывать независимо от названия нового фильма.

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»

Конвейер и домашнее задание

На темпы производства кинокомиксов повлияла пандемия, немного приостановив конвейер. Но даже в таких условиях и Marvel, и DC Studios продолжают заваливать зрителя. С 2016 года, когда DC наладила свой конвейер, студия выпустила 14 фильмов, в рамках киновселенной Marvel вышел 21 фильм. А есть ещё и Sony, выпустившая 4 картины о героях из вселенной Человека-паука (и два мультфильма про самого Человека-паука). Так складывается невероятная цифра — 39 фильмов за неполные 8 лет.

При этом студии всё больше вкладываются в сериалы. За все 2010-е в сумме вышло 12 сериалов по комиксам Marvel. Начиная с 2021 года вышло уже 16 новых сериалов.

Взаимосвязь всех фильмов Marvel и раньше требовала от зрителя подготовки перед походом в кинотеатр. Например, «Мстители: Финал» был уже 22-м фильмом франшизы. Чтобы понять все сюжетные линии и мотивации героев, от зрителя требовалось посмотреть 21 фильм. В этом не было проблемы при условии, что зритель действительно любит франшизу — посмотреть 21 фильм за 11 лет не так и трудно. К тому же творческих провалов было немного, так что если зрителю понравился «Железный Человек 2» или «Доктор Стрэндж», то ему, скорее всего, понравится «Тор: Рагнарёк» и «Человек-муравей и Оса» — по крайней мере он сможет досмотреть их до конца, чтобы увидеть заветную сцену после титров.

Роберт Дауни-младший в роли Железного Человека на кадре из фильма «Железный Человек 2»

Роберт Дауни-младший в роли Железного Человека на кадре из фильма «Железный Человек 2»

В 2019 году Disney запустил свой стриминговый сервис, множа свои главные активы, — «Звёздные войны» и комиксы Marvel превратились в бесконечный источник для сериалов. Однако изменилось не только количество проектов, но и их концепция. В десятых Netflx выпустил 6 сериалов под эгидой «Рыцари Marvel», телеканал ABC сделал три шоу «Герои Marvel». Все они происходили параллельно с событиями киновселенной Marvel. Зритель мог пропустить «Джессику Джонс» или «Сорвиголову» и спокойно пойти на новых «Мстителей». Теперь Disney не только сам делает сериалы, но и вписывает их в общую киновселенную. Между просмотром двух частей «Доктора Стрэнджа» зритель должен потратить несколько часов на сериал «ВандаВижн», иначе не поймёт отдельные сюжетные линии.

Однако чем больше франшиза требует от зрителя, тем сильнее он устаёт. К 2024 году в киновселенную Marvel входит 33 фильма и 28 сериалов. Огромное число проектов, обязательных для просмотра, превратило удовольствие в домашнее задание — сначала потрать 5 часов на «Сокола и Зимнего солдата», а уже потом иди в кино. Нужно очень любить комиксы Marvel, чтобы выдержать этот бесконечный марафон.

Количество влияет на качество

На протяжении десятилетия Marvel держала качество на одном уровне. Редкие творческие неудачи не портили впечатление от всей франшизы. Ситуация кардинально изменилась, когда студия взялась за сериалы.

Например, студия не уследила за «Женщиной-Халком». Руководителям не понравился сценарий уже после того, как весь сезон был снят. Изначально задумывалось, что героиня получит суперспособности в финальном эпизоде, но после съёмок студия решила, что она должна проявить их в первой серии. Ситуацию правили на постпродакшене. В итоге и упало качество графики, и выросла стоимость эпизодов — до 25 миллионов долларов за серию.

Похожая ситуация произошла с «Доктором Стрэнджем: В мультивселенной безумия». Всю графику третьего акта пересоздавали за месяц до премьеры, поскольку студия не понимала, что хочет увидеть.

Татьяна Маслани в роли Дженнифер на кадре из сериала «Женщина-Халк»

Татьяна Маслани в роли Дженнифер на кадре из сериала «Женщина-Халк»

«Капитан Марвел 2» был отправлен на пересъёмку, которая длилась 4 недели. Из-за этого пришлось менять местами премьеры, в результате срок постпродакшена «Человек-муравей и Оса: Квантомания» сократился на 4 месяца. При этом Ниа Дакоста, режиссёрка и сценаристка «Капитан Марвел 2», не контролировала постпродакшен, поскольку приступила к съёмкам своего следующего фильма.

На качество влияет и кризис студий, создающих визуальные эффекты. Нехватка персонала вынуждает работников брать сразу несколько проектов и, как следствие, перерабатывать. Один из художников, работавших с Marvel, в интервью Vulture объяснял, что в течение полугода работал не менее 64 часов в неделю.

Художники по визуальным эффектам не имеют профсоюза, но легко представить, что при объединении они могли бы остановить всю киноиндустрию с таким же эффектом, как и забастовка актёров.

На фоне падения сборов студии пытаются сокращать бюджеты. Например, перезапуск «Блэйда» с Махершала Али в главной роли планируют снять за 100 миллионов долларов. За пару лет в проекте поучаствовало 5 сценаристов и два режиссёра, актёр был готов отказаться от работы. В данный момент будущее «Блэйда», на который Marvel делала ставку, под вопросом.

Однообразие и пресыщение

Просмотр пяти-шести кинокомиксов даёт достаточное представление о том, чего можно ждать от других фильмов. За полтора десятилетия сложился канон, который повторяется настолько часто, что утомляет. Когда зрителя просят в тридцатый раз посмотреть историю становления героя, то он может угадать не только финал фильма, но и примерное количество флешбэков.

Чётвёртая фаза Marvel продемонстрировала проблемы. Новые герои вводились по той же схеме, что и в предыдущих фазах. Но десять лет назад всё это было чем-то свежим, хоть и предсказуемым, теперь же каждый новый фильм выглядит как повтор.

Шоло Маридуэнья в роли Джейми Рейеса на кадре из фильма «Синий жук»

Шоло Маридуэнья в роли Джейми Рейеса на кадре из фильма «Синий жук»

«Синий жук», выпущенный DC в 2023 году, и вовсе выглядел как базовый набор клише, по которым можно построить любой супергеройский фильм. Отсутствие индивидуальности фильмов отображается на сборах. «Стражи Галактики» заметно отличался от других кинокомиксов Marvel даже в лучшие времена франшизы, а заключительная часть трилогии, вышедшая в 2023 году, казалась шедевром на фоне слабого «Человек-муравей и Оса: Квантомания» или совсем провального «Капитан Марвел 2».

Но если 10 лет назад повторы касались только фильмов, то теперь усталость формируют ещё и сериалы. Прямо сейчас Marvel снимает «Сорвиголова: Рожденный заново». Студия просто взяла актёрский состав из сериала Netflix и готовит новый сезон. Изначально планировалось 18 эпизодов, но в рамках оптимизации производства выйдет 13 серий.

Планировать стало сложнее

Одна из причин ошеломительного успеха Marvel — блестящее планирование на годы вперёд. Кажется, что никто не просчитывал рынок настолько удачно. DC пыталась сделать то же самое, но каждый раз спотыкалась уже на первом шаге. Решение о создании киновселенной было принято в 2011 году, в 2013-м вышел первый фильм — «Человек из стали» Зака Снайдера. Предполагалось, что режиссёр снимет 5 фильмов, которые лягут в основу киновселенной. Он снял два, а в 2017 году, во время работы над «Лигой справедливости», его дочь совершила суицид, после чего режиссёр отошёл от дел. К тому моменту киновселенная уже успела развалиться. Джаред Лето передумал быть Джокером, Бен Аффлек перехотел быть Бэтменом, сюжеты одних фильмов противоречили другим. Уход Зака Снайдера поставил точку в очередной попытке связать картины в нечто единое.

Генри Кавилл в роли Супермена на кадре из фильма «Человек из стали»

Генри Кавилл в роли Супермена на кадре из фильма «Человек из стали»

Вероятно, проблема DC заключалась в том, что студия пыталась пройти путь Marvel за несколько фильмов. Если Marvel объединяла героев в один фильм после того, как выпускала отдельную картину про каждого из них, то DC поступала наоборот — выпускала «Отряд самоубийц» и смотрела на реакцию чтобы понять, про кого нужно снимать дальше. Постоянные смены режиссёров, сценаристов и актёров портили и без того не самые надёжные планы.

Учитывая нестабильные сборы, планировать доходы стало ещё сложнее. В 2016 году критики ругали «Отряд самоубийц», но фильм собрал более 700 миллионов в прокате. Через два года «Аквамен» заработал больше миллиарда — вряд ли боссы DC предполагали, что самой кассовой картиной в истории студии станет именно он. Зато потом началась серия провалов, а плохие сборы «Флэша» показали, что долгие ожидания ничего не гарантируют.

Но проблемы планирования настигли и Marvel. В 2026 году должен выйти «Мстители 5», объединяющий всех новых героев. Изначально фильм назывался «Мстители: Династия Канга», но теперь под вопросом не только название, но и содержание. Планировалось, что герои объединятся для борьбы с Кангом Завоевателем. Однако в 2023 году Джонатан Мейджорс, играющий Канга, был признан виновным в избиении и домогательствах, и Marvel разорвала с ним контракт. Будущее его героя под вопросом, как и вся концепция, которая опиралась на него.

Со схожей ситуацией столкнулась DC. «Флэш» должен был выйти в 2018 году, но пока студия перебирала актёров и режиссёров, Эзра Миллер, играющий главную роль, портил себе репутацию — нападения, кражи со взломом, контакты с несовершеннолетними, домогательства. DC закрывала глаза на проблемы Миллера с законом, чтобы фильм не остался на полке.

Эзра Миллер в роли Барри Аллена на кадре из фильма «Флэш»

Эзра Миллер в роли Барри Аллена на кадре из фильма «Флэш»

Если Marvel разучилась планировать надолго, то DC так и не научилась это делать. Учитывая суть обеих франшиз, это огромная проблема.

В то же время невероятного успеха добились фильмы, снятые по комиксам DC, но не входящие в киновселенную. «Джокер» Тодда Филлипса и «Бэтмен» Мэтта Ривза колесили по фестивалям, пока «Чёрный Адам» и «Шазам!» отбивались от критики и боролись за окупаемость. При этом и «Джокер», и «Бэтмен» не требуют от зрителя знакомства с кучей других проектов — можно вообще ничего не знать о кинокомиксах и просто купить билет.

Студии признают проблему

DC признавала собственные проблемы чуть ли не после каждой неудачной премьеры, бесконечно тасуя директоров. Надежда на Зака Снайдера не оправдалась, теперь всё в руках Джеймса Ганна, который должен пересобрать киновселенную, — вновь DC отдаёт контроль одному человеку.

В 2023 году DC впервые отказалась выпускать уже готовый фильм — «Бэтгёрл», стоивший 90 миллионов долларов, останется на полке из-за неудовлетворительного качества. 2024 год станет первым за долгое время (если не считать пандемии), когда киновселенные Marvel и DC останутся почти без премьер. Выйдут «Дэдпул и Росомаха», высмеивающие кинокомиксы, и «Джокер: Безумие на двоих», никак не связанный с расширенной киновселенной DC.

В 2023 году Marvel решила перейти на классическую модель создания сериалов. Если раньше весь сезон делали сразу, то теперь будут снимать пилот и на его основе принимать решение о съёмках всего сезона.

Ещё одной реакцией на происходящее стали проекты, высмеивающие концепцию кинокомиксов. Сначала выстрелил «Дэдпул», затем анимационный «Человек-паук» от Sony и сериал «Пацаны», выходящий на Amazon Prime, уже родивший два спин-оффа. Зрители готовы смотреть, как супергерои издеваются над супергероикой — деконструкция жанра зарабатывает больше, чем следование канонам.

Лесли Грейс в роли Барбары Гордон на кадре из фильма «Бэтгёрл»

Лесли Грейс в роли Барбары Гордон на кадре из фильма «Бэтгёрл»

О том, что с супергероикой не всё в порядке, говорят и те, кто её делает. Мэттью Вон, снявший две части «Людей Икс» и «Фантастическую четвёрку», недавно сказал, что «Дэдпул 3» может спасти Marvel и дать толчок киновселенной. Зак Снайдер в 2023 году признался, что устал от супергероики из-за однообразия.

Так уже было

Вестерн — великий жанр, для США и вовсе национальный, без него невозможно представить кинематограф первой половины XX века. Но это не помешало ему стагнировать и практически исчезнуть с экранов — по крайней мере их перестали выпускать в прежних объёмах ещё в семидесятых. Но некоторые направления исчезали намного быстрее. Фильм плаща и шпаги никогда не был доминирующим жанром, но всё же испытывал всплески — в 20-е годы XX века, в пятидесятые, в девяностые. Теперь же новость о новом ремейке «Зорро» выглядит как шутка.

То же самое произошло и с мюзиклами. Сколько бы фанаты жанра ни махали «Ла-Ла-Лэндом», массового производства мюзиклов нет, да и быть не может. Но иногда они всё же появляются. Вполне возможно, что ровно то же самое произойдёт и с кинокомиксами — вряд ли экономия поможет исправить ситуацию. А успех «Джокера», «Бэтмена» и в некоторой степени «Стражей Галактики», допускающих авторское видение, показывает, что интересная история может понравиться зрителям без дополнительного контекста в виде двух тысяч фильмов и четырёх тысяч сериалов.

Текст: Дмитрий Камышенко
5 комментариев
А
Киностудии могут спасти ситуацию, если перестанут идти путем наименьшего сопротивления при написании сценария. Каждое следующее кино не обязано быть выше, больше, зубастей и мускулистей, чем предыдущее. После Эндгеймая любые попытки поиграть в спасение всей Вселенной от Ужасной Силы- выглядят сэкондхендовским фарсом!!!
После финала "Мстителей" сразу возникло ощущение пустоты, в смысле "а что дальше то?". А ничего. Кроме Ванды/Вижн ни одного нормального проекта даже на уровне идеи, куда там реализации. Всё очень клишировано, жутко вторично, так ещё и все эти бэтгёрлы и синие жуки просто никому не нужны. Согласен с комментарием ниже, что нужно лет 20 подождать, потому что нынешнее поколение уже... не только пресытилось этой жвачкой, но и сформировало стойкие ассоциации. Например, Железный человек - это Роберт Дауни мл. И горе тому актёру (или всё же актрисе), кто вскоре решится участвовать в перезапуске этого персонажа.

Вряд ли кому-то нужны и новые Торы, Локи, Бэтмены и т.д. Хоакин Феникс и Роберт Паттинсон успели на последний поезд, и то их проекты весьма оригинальны и неканоничны, потому то и выстрелили.

Я уверен, что фильмы по комиксам и дальше буду успешны, но только если будут сниматься оригинальными. До всяких фаз Марвела и DC у нас были Люди в чёрном, Город грехов, Ворон, Маска, В значит Вендетта, Константин и т.д. Вот в какую сторону нужно двигаться.
спасет всех одноглазый и одноногий радиоактивный паук трансвестит с раздвоением личности... 1 личность это квир подросток и 2 угентенная толстая афроамериканка нарокоманка
Вот только Мэттью Вон не снимал Фантастическую четверку, а снял как раз деконструирующий жанр "Пипец" задолго до Дедпула и Пацанов.
Это поколение наелось комиксов до отвала. Надо ждать, пока следующее подрастёт, и заново им про радиоактивного паука втюхивать
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?