По главной улице шахтерского поселка Липки, что неподалеку от Тулы, шагал высокий молодой человек весьма странной наружности. Из-под черной вязаной шапочки по плечам и спине бежали длинные светлые кудри, глаза были скрыты черными очками, несмотря на хмуроватый осенний день… Журналистский десант, только что прибывший на тульскую землю, с недоумением наблюдал за тем, как шествует этот субъект по дороге в окружении местных жителей, с любопытством его разглядывавших. Ушлые мои коллеги немедленно припомнили, что именно так появился на экране один из главных героев фильма "Утомленные солнцем". Я же, вглядываясь в почему-то знакомые черты этого господина, робко предположила: "Кажется, это Марат Башаров…" И не ошиблась: именно так решил появиться перед своей премьерой, картиной "Свадьба", в которой сыграл главную роль, молодой талантливый артист Марат Башаров. Словно почувствовав, что он раскрыт, Марат сорвал шапчонку, парик – и действительно явился молодым, красивым актером. А следом появилась и съемочная группа, которую в Липках встречали, как близких родственников.
А все потому, что именно здесь, полтора года назад, снималась эта картина, и люди жили, словно в сказке: не всякому повезет увидеть, как рождается фильм, а некоторые и более того – снимались вместе с настоящими артистами не один день.
Павел Лунгин сознательно выбрал не самую живописную натуру. При въезде в поселок мрачно стоят серые терриконы. Сам поселок напоминает множество аналогичных "промышленных точек", разбросанных по всей России, и словно замерших в последние годы. Давно требуют хотя бы косметического ремонта главные здания поселка – вроде Дворца культуры или центрального кинотеатра. Облупились колонны сталинского ампира, когда-то украшавшие главную улицу. Не так часто встречаются молодые лица.
Но режиссер стремился именно к такой натуре, не приукрашивая ее и не усугубляя тьмы. Просто наша жизнь – общая независимо от того, поселок ли это или большой город…
На премьере фильма в зале было не протолкнуться. Стояли в проходе. Сидели на полу. Узнавали земляков.
-- Правда ли все, что вы увидели?--спрашиваю у молодой, красивой липчанки, бухгалтера Ирины, которая только что восторженно аплодировала актерам.
-- Правда, куда денешься… Горько говорить, но поселок наш вымирает. Остались одни бюджетники. Уезжают – кто куда. Только и слышишь: "В Москву! В Москву!…" Прямо, как у Чехова. И в картине про это говорят. Раньше у нас шахты работали, деньги люди получали, отпускались средства на то, чтобы поселок не хирел… Видите, какие у нас дворцы стоят? Но рушатся, сколько можно без ремонта жить… Осталась только одна действующая шахта. И все равно свадьбы играют. Женятся. Дети растут. В музыкальной школе учатся, у нас эта школа отличная. Мне кажется, верно все в фильме. Ну, почти все… Точно, как в жизни, в кино ведь не бывает.
-- Поймал Паша наш характер, – так молодой парень Юрий по-свойски хвалит режиссера Павла Лунгина. – Смотрю на Мишку, на дружка его Гаркушу – честно скажу: себя узнаю. И ребят наших. Шебутные все, заведемся – не остановишь. Нет, Мишка точно у нас родился. Я бы с ним куда хочешь пошел. Прямо не верю, что это артист. Знаю, знаю – Марат, лично знаком. Все равно – как из жизни.
Последняя фраза удалого Юрия довольно верно определяет настроение, с каким принимали в Липках "Свадьбу".Казалось, стирался рубеж между экраном и зрительным залом, драматические ситуации в судьбах героев воспринимались как личные. Вроде бы такая аура давно ушла из наших кинотеатров, вряд ли такому единению могут поспособствовать американские "ужастики" или приключения рейнджеров. А здесь – свое и свои.
Картина ансамблевая, и в этом ансамбле огромную роль сыграли актеры непрофессиональные. Когда Лунгина спросили, трудно ли было сниматься непрофессионалам, он ответил, что труднее было профессионалам рядом с такими доподлинными персонажами. Одна из них – Галина Ивановна Деньга, 74-летняя пенсионерка, в прошлом бухгалтер, оператор на железной, дороге. Ее поразительное меццо-сопрано до сих пор звучит сильно и чисто. В картине она поет романс, страстный и горький, который мы приняли было за старинный. На самом деле все оказалось гораздо интереснее.
-- Я в хоре выступаю уже двенадцать лет, – рассказала Галина Ивановна. – Когда приехала съемочная группа, нас послушали, меня отдельно, все же как-никак я – солистка, к тому же сама себе на гитаре аккомпанирую. Романс пела в сцене с артистом Владимиром Симоновым, очень ему понравилось. Хотя музыке я никогда не училась, как и пению. Пою с четырех лет сама – голос от природы поставлен. Дал Господь такой дар… Музыку к этому романсу сама сочинила. Нашла как-то красивые старые стихи, и музыка во мне зазвучала. И к юбилею Пушкина я музыку на его стихи писала.
Солистке Галине Ивановне Деньге не уступают в артистизме и ее земляки, играющие в картине с каким-то упоением. Как и положено гостям на долгой хмельной свадьбе, в местной столовой с крутой заведующей, она же – распорядительница бала. Где поют и пьют от души… Где насмерть ссорятся – и вскоре мирятся… Где ненавидят, любят, дерутся, целуются… Лунгин возвращает зрителям этот мир, учитывая перемены последних лет. Начиная с героини фильма, красавицы Тани, Мария Миронова, ставшей моделью в столице. Сколько таких провинциальных россиянок сегодня поднимаются на престижные европейские подиумы… С челночницы тети Риммы, сыгранной Натальей Колякановой с великолепным комизмом и энергией… С приехавшего вернуть любимую женщину крутого московского "новорусса" Бородина (Владимир Симонов), который вдруг осознает свое бессилие перед женщиной, выбравшей любовь вместо квартиры и "Мерседеса". Даже профессионал-тамада есть на этой свадьбе – Илья Рутберг играет его с печальным юмором, оттеняющим яростную энергетику молодых героев.
-- У нас легко coшлись местные и неместные, – так называет липчан и актеров Лидия Михайловна, снимавшаяся рядом с Мариной Голуб, всеми любимой телевизионной "Семеновной", игравшей хозяйку столовой. – Мне теперь кажется, что эти дни – как сказки Шехерезады, так было хорошо! Теперь увижу знакомое лицо по телевизору,cразу кричу: "Наш!" Знаете, то ли они стали нашей частичкой, то ли мы – их…
Лунгин и его товарищи приехали в Липки не только с фильмом. Привезли подарок, о котором давно мечтали здешние хоровики, снимавшиеся в картине. Подарок – два музыкальных центра "караоке", где записано больше двух тысяч песен. "Самим нынче такое не поднять!" – вздохнула руководительница хора из поселка Бородинский. – Честно говоря, мы сами Павла Семеновича про караоке попросили. Живем бедновато, спонсировать некому… А он запомнил и радость привез".
В будущем "караоке", конечно, будут активно использовать. Но на премьере "Свадьбы" обошлись без техники. Пели вместе – артисты, журналисты, зрители. Пели старые наши песни, и даже слова знали. А запевали Елена и Валентин Ярош из группы "Белый день", изо всех сил защищающей русскую музыку.
Естественность и стихийность всегда были присущи нашему народу и нашему искусству. Павел Лунгин, замешав картину на естественности и стихии, рассказал о живой непосредственности, великодушии, способности оставаться широкими, незлопамятными, щедрыми пусть и обнищавшими россиянами, умеющими быть счастливыми, не смотря ни на что. Липчане ему в этом помогли.