Эффектный военный байопик Уинстона Черчилля, украшенный игрой Гэри Олдмана и подпорченный пошлой кульминацией
В мае 1940 года Уинстон Черчилль (Гэри Олдман) становится премьер-министром Британии. Политик всю жизнь шел к этому посту, но он не торжествует. Вверенная ему страна находится в отчаянном положении. Германия громит французские войска и окружает в Дюнкерке британский экспедиционный корпус, присланный на подмогу союзникам. Если войска на континенте будут разбиты, Британию некому будет защищать от нацистского вторжения. США отказываются помогать, так как придерживаются нейтралитета. Министр иностранных дел Галифакс (Стивен Диллэйн) настаивает, что нужно вести переговоры о мире и идти на большие уступки, чтобы сохранить независимость страны. Однако Черчилль уверен, что Гитлеру нельзя доверять. Поэтому он приказывает любой ценой вывезти из Дюнкерка как можно больше солдат и мучительно думает над одним из важнейших решений в истории Британии: «Договариваться или биться до конца».
Когда Кристофер Нолан снимал «Дюнкерк», он наотрез отказался от введения в сюжет высших чиновников, политиков и военных. Режиссер хотел показать, как вели себя в те страшные дни простые британцы – солдаты, пилоты, моряки, простые обыватели. Это был пафосный и трогательный, но неполный рассказ с точки зрения тех зрителей, кто хотел досконально разобраться в «чуде Дюнкерка».
Поэтому приятно, что параллельно с Ноланом другой британский постановщик, Джо Райт («Искупление», «Анна Каренина»), снял фильм о Дюнкерке, где почти все действие развивается в высоких кабинетах и в секретном бункере. Это кино о том, как принимались решения, которые вылились в беспримерную эвакуацию и легендарную речь Черчилля «Мы никогда не сдадимся!», звучащую в финале обеих постановок.
Если Нолан сделал «Дюнкерк» многофигурным произведением с несколькими пересекающимися сюжетными линиями, то «Темные времена» – это портрет одного человека, который определил судьбу нации. Конечно, в фильме есть и другие персонажи, и у них даже есть собственные сцены без участия Черчилля. Но премьер-министр присутствует в каждом кадре, зримо или незримо. Если не говорит он, то говорят о нем. Министр Галифакс, предыдущий премьер Чемберлен, король Георг VI, жена Черчилля Клементина, преданная секретарша Элизабет – все они не ведут свою художественную игру, а оттеняют Черчилля и проявляют разные стороны его характера, помогают заглянуть вглубь его души.
Какой же это портрет? В основном комплиментарный. Черчиллю многое можно поставить в вину, и Райт не скрывает его алкоголизм, сварливость и взбалмошность, эгоистичные политические метания, неверные решения, оторванность от жизни простых людей и прочее. Но все это показывается не для того, чтобы принизить Черчилля, а для того, чтобы оживить и очеловечить, приблизить к зрителям титаническую фигуру, которую Райт видит в премьере. При всех своих недостатках, слабостях и странностях Черчилль в фильме – не жалкий самовлюбленный политикан, а тот лидер, в котором нуждалась напуганная нация. Это мужественный и мудрый человек, который отдавал нужные приказы в бункере, гнул свою линию в политике и вдохновлял британцев в пламенных речах. И картина демонстрирует, что слова Черчилля зажигали сердца не только простодушных обывателей, но и высших сановников, привычных к трескучим словам и знавших всю тяжесть положения в стране.
«Темные времена» не были написаны в расчете на Гэри Олдмана, и злодей «Пятого элемента» вряд ли был очевидным и единственным кандидатом на главную роль. Однако британский мэтр блестяще вписался в образ – конечно, с помощью гениальных гримеров, превративших его в Черчилля. Олдман убеждает с первого же появления на экране и поражает и развлекает вплоть до финальных титров. Мы в России не можем оценить всю полноту его перевоплощения, так как не слышим голос актера и не можем сравнить его с голосом Черчилля. Но и того, что видно в «Темных временах», достаточно, чтобы назвать Олдмана потенциальным лауреатом «Оскара». Это великолепная работа, отражающая все грани Черчилля – от тех, которые он показывал публике, до тех, которые видели лишь самые близкие люди. Мы видим смелость, решимость, вдохновенность Черчилля, но мы видим и его страх, отчаяние, мрачный сарказм. Решения, которые он принимал в 1940 году, не давались ему легко.
В полном соответствии с названием картины ее действие развивается в драматичной полутьме. Окна, как правило, закрыты черными шторами, а светильники едва светят и создают резкие тени. Вряд ли покои британской элиты в то время выглядели так сумрачно – это художественный ход, а не воссоздание атмосферы эпохи. Такое визуальное решение придает фильму театральность, но она картине идет. У реального Черчилля были все основания чувствовать себя актером, который стоит в свете прожекторов и на глазах у въедливых критиков впервые декламирует «Быть или не быть».
К сожалению, «Темные времена» проваливаются в кульминации. Не могущий принять окончательное решение Черчилль во второй раз в жизни спускается в подземку и спрашивает совета у простых лондонцев, которые все как один, от мала до велика, отвечают премьер-министру, что готовы воевать до последней капли крови. Многие британцы в самом деле так думали, но смотрится это все равно пошло и глупо – момент из пиар-арсенала тоталитарной страны, а не демократии. Британия в 1940 году не была едина, и нелепо настаивать, что это не так. Тем более абсурдно видеть, как Черчилль интересуется мнением маленького ребенка и выслушивает детский лепет с таким видом, будто он имеет значение.
Кроме того, «Темные времена» – это кино скорее для любителей западной истории, чем для людей, которые просто хотят хорошо провести время. При всем блеске игры Олдмана два часа в обществе британских политиков – удовольствие для ценителей.
С 18 января в кино.