Несколько наивное и прямолинейное высказывание о свободе творчества, слова, передвижения оживает только в момент танцевальных упражнений, в остальное время заставляя зрителя скучать
Несколько наивное и прямолинейное высказывание о свободе творчества, слова, передвижения оживает только в момент танцевальных упражнений, в остальное время заставляя зрителя скучать.
Исламская революция в Иране привела к власти радикальных фундаменталистов, ставящих ислам превыше всего остального. В таких условиях жителям страны практически запрещена любая творческая деятельность, все виды искусства преследуются, а художники, артисты и писатели репрессируются. Юный Афшин с самого детства демонстрировал необыкновенную пластику и умение выражать эмоции в танце, но на публике свой талант демонстрировать ему не позволено, мальчик вынужден скрываться. Преподаватель старой формации помогает мальчику найти единомышленников, с которыми вскоре Афшин организовывает подпольный танцевальный кружок. На 2009 год приходится пик народных волнений, недовольные многочисленными запретами иранцы пытаются изменить общественный уклад, но уступают исламистам, которые затягивают гайки еще туже. Теперь на танцовщиков из клуба Афшина Гаффариана объявлена настоящая охота. Ценой танцу становится смерть.
Долгие годы Ближний и Средний Восток остается для западной публики жутковатой загадкой – непонятная религия, нечеловеческие условия проживания в жарком климате, и при этом древнейшая цивилизация с самобытной культурой и великолепными проявлениями творчества в самой разнообразной форме. С некоторой опаской, с потаенным страхом, но к картинам, живописующим быт в мусульманском обществе, прислушиваются и зрители, и критики – драматические «Мустанг» и «Такси» становятся лидерами международных киносмотров и обладателями высоких призов. «Танцующего в пустыне» от того же «Такси» отличает один существенный пункт: по сути, фильм Ричарда Рэймонда – это не картина «оттуда», это прозападный взгляд на Иран и жизнь в нем. Сторонний взгляд придает некую отстраненность, но идет ли это картине на пользу?
Чтобы разобраться во всех плюсах и минусах «Танцующего», нужно отталкиваться от двух главных фактов, привязанных к картине: во-первых, лента поставлена дебютантом, а во-вторых, в основе ее сюжета лежит реальная история Афшина Гаффариана, вынужденного совершить побег из страны после того, как за его увлечение танцем молодой человек едва не лишился жизни. Оба эти пункта придают постановке этакую молодецкую удаль и эмоциональность, которая, впрочем, не всегда оказывается уместной. Так, британец Рэймонд демонстрирует неуверенность в собственных силах и порой допускает в повествовании совершенно необязательные манипуляции, призванные еще больше растрогать зрителей. В свою очередь, Гаффариан, предложивший книгу своих воспоминаний в качестве основы сценария, часто переходит к самолюбованию, мало уделяя внимания своему окружению, отчего второстепенные герои превращаются в однообразный калейдоскоп лиц.
При этом та же эмоциональность позволяет ленте воспарить в моменты демонстрации собственно танца. Хореография в кино и без того давно заслуживает отдельной оскаровской номинации, а 3D и вовсе по-новому открыло искусство владения своим телом в движении с новой стороны, но в «Танцующем» к красоте танца добавляется еще и необыкновенный антураж. В какой-то момент противостояния властям герои вынуждены уезжать подальше в пустыню и там проводить свои выступления, не опасаясь чужих глаз, – вот в такие моменты кино действительно превращается в Зрелище. Ни толпы манифестантов, ни натянутая драматическая линия, ни вялотекущая романтика не делают картину столь привлекательной, как пара-тройка красивейших танцевальных номеров, исполненных главными героями.
Но танцы танцами, а лента длится более ста минут, и это далеко не только репетиции и выступления. В остальном «Танцующий» крайне неровен – есть впечатляющие сцены, например, знакомство героя с творчеством Нуриева через запретный Интернет, есть откровенно натянутые, как линия с наркотической зависимостью героини Фриды Пинто, есть безусловно пропагандистские, как неоднократно упоминаемые демонстрации и следующие за ними побои демонстрантов. Даже если в этом история Афшина правдива, рассказана она слабо и однобоко.
Нет, конечно, побег Гаффариана из Ирана – это не «Операция “Арго”», а путешествие по улицам Тегерана – далеко не подпольные съемки Панахи. В «Танцующем» все гораздо проще: герои и ситуации здесь четко делятся на белое и черное – это удобно в балете «Лебединое озеро», но от реальности очень далеко. А зритель хочет от фильмов о Востоке больше подлинного. Выдумок мы еще в сказках Шахерезады в детстве начитались.
С 4 февраля в кино.