Разведчики или шпионы, партизаны или диверсанты – названий этим героям придумано множество. Вместе с ними мы сегодня предлагаем пробраться в тыл кинематографического врага
Когда в 1969 году журнал «Юность» опубликовал на своих страницах повесть Бориса Васильева «…А зори здесь тихие», это стало настоящей литературной бомбой. Трагический рассказ о старшине Васкове и пяти зенитчицах стал одним из самых популярных произведений о Великой Отечественной войне. Книга многократно переиздавалась, повесть ставили в театре, а в 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял двухсерийный художественный фильм, ставший, по мнению зрителей нескольких поколений, лучшей картиной о войне. В тылу в картине оказываются немецкие диверсанты, на бой с которыми выходят девушки-новобранцы. Их трагическая судьба стала обобщающим портретом советского народа, выстоявшего в страшной схватке с нацизмом.
Актерская карьера Жан-Клода Ван Дамма насчитывает уже свыше полусотни картин, большинство из которых помнят только самые преданные фанаты бельгийского мастера единоборств. Однако приключенческая драма «Легионер», где Ван Дамм сыграл главную роль, запомнилась даже тем, кто всегда был далек от «Кровавого спорта» и «Кикбоксера». Все дело в том, что это одна из немногих картин, где актер играет не только мускулами – история солдата французского иностранного легиона, брошенного на взятие неприступного форта в самом сердце пустыни, находящейся под контролем берберов, берет за душу не взрывами и перестрелками, а демонстрацией настоящей мужской дружбы, самоотверженности и безудержной смелости.
Отлично поработавшие на «Спасти рядового Райана» (пять «Оскаров») Стивен Спилберг и Том Хэнкс вернулись к теме Второй мировой войны уже спустя 3 года после выхода знаменитой военной драмы. В 2001 году силами канала НВО был запущен в эфир десятисерийный сериал «Братья по оружию», рассказывающий о боевом пути роты воздушного десанта США от учебки до окончания войны. На плечи этих совсем молодых, едва призванных солдат легли и знаменитая высадка в Нормандии, и заброс в немецкий тыл при попытке взятия Голландии, и Бастонское сражение. Сериал по сей день с успехом демонстрируется телеканалами по всему миру, а многие актеры, сверкнувшие в «Братьях», выросли в настоящих звезд большого кино.
Если Вторая мировая война для большинства режиссеров и актеров уже является историей, то югославский конфликт в 2001 году был еще довольно свеж в памяти, тем более что и в нем американские войска приняли непосредственное участие. Картина с говорящим названием «В тылу врага» посвящена реально произошедшему эпизоду Боснийской войны – сербские войска сбили самолет американских ВВС, пилот успел катапультироваться и в течение нескольких дней пробирался из тыла противника к месту, где его могли бы подобрать соотечественники. Настоящему пилоту, пережившему шесть дней под боком у противника, фильм не понравился, и он даже пытался засудить студию Fox, но, к счастью, все обошлось.
Еще один рассказ об американских солдатах времен Второй мировой, но ведущих свои бои уже со стороны Тихого океана. Картина Джона Ву рассказывает о необычных морских пехотинцах – радистах-шифровальщиках, индейцах племени навахо, которые общались между собой на родном языке, исключая одновременно и утечку информации при перехвате, и использование громоздких шифровальных машин. К каждому такому шифровальщику был приставлен охранник, готовый лишить жизни своего подопечного в случае неминуемого попадания в плен. Герою Николаса Кейджа вместе со своим индейским подопечным пришлось пройти через японские траншеи, чтобы пробраться к радиопередатчику и скорректировать огонь своей артиллерии.
После успеха «Тренировочного дня» от режиссера Антуана Фукуа ожидали следующей картины с особым интересом. На поверку «Слезы солнца» оказались на два порядка слабее предыдущей картины Фукуа, но мы включили эту ленту в список по двум причинам. Во-первых, фильм безусловно подходит нам по всем критериям: команда американского спецназа заброшена в тыл нигерийских повстанцев с целью вывести к границе с соседним государством врача американской гуманитарной миссии и сына свергнутого президента страны. А во-вторых, «Слезы» представляют собой тот редкий случай, когда картина получается в результате невозможности реализовать другой проект – так, картина Фукуа выросла из «недоделанного» сценария очередного фильма о «Крепком орешке» Джоне МакКлейне. Брюс Уиллис в главной роли – тому главное подтверждение.
Завершим сегодняшний топ еще одним отечественным фильмом – фантастической драмой «Мы из будущего». Один из лучших патриотических фильмов современной России рассказывает о четырех молодых людях, мистическим образом попавших из современности в годы Великой Отечественной войны. Очутившиеся в самом пекле боев, ребята попадают в плен к немцам, но бегут и пересекают немецкий тыл в поисках соотечественников. Картина может похвалиться успехом и у зрителей, и у критиков, двумя годами позже лента получила продолжение, правда, принятое не так однозначно. «Выпускниками» «Мы из будущего» стали такие звезды современного российского кино, как Данила Козловский и Екатерина Климова.