Альфред Хичкок справедливо считается одним из главных режиссёров всех времён. Его фильмы с упоением смотрят до сих пор, его первоклассные триллеры способны держать зрителей в напряжении и спустя 60, 70, 80 лет после их создания. Браться переснимать такого мастера — дело нелёгкое, но периодически находятся смельчаки, готовые взяться за подобную авантюру. Сегодня мы вспоминаем самые интересные и необычные примеры ремейков фильмов Альфреда Хичкока.
Комедийный триллер Ди Джея Карузо с Шайа ЛаБафом в главной роли очевидно основан на «Окне во двор» Хичкока. Здесь абсолютно та же завязка: запертый дома мужчина занимается вуайеризмом и в какой-то момент начинает подозревать одного из соседей в убийстве. Разница лишь в деталях: здесь герой оказывается в четырёх стенах не из-за сломанной ноги, а по причине домашнего ареста, ну и предыстория у него чуть посложнее (что несколько утяжеляет минималистичность концепта).
Тем не менее «Паранойя» — кино по-своему классное, благо, что на Хичкока оно похоже только сюжетной перипетией. Ди Джей Карузо, режиссёр максимально на Хичкока не похожий, выдерживает совсем другую тональность, делая такое молодёжное задорное кино: именно в таком ЛаБаф любил сниматься, пока не сошёл с ума.
Один из самых странных ремейков Хичкока и тот, о котором чаще прочих задают справедливый вопрос: «Зачем?» Фильм Гаса Ван Сента повторяет оригинал покадрово, и сегодня его проще воспринимать как некий кинематографический эксперимент — мол, можно ли повторить эффект от картины, если скопировать её один в один? Оказывается, нельзя, даже если у тебя на ведущих ролях Вигго Мортенсен и Джулианна Мур. Критики разнесли «Психо» 1998-го в пух и прах, и сегодня картину вспоминают разве что за неординарное кастинговое решение — Нормана Бейтса тут играет Винс Вон, тогда ещё известный преимущественно по глуповатым комедиям.
Брайана Де Пальму часто называют «вторым Хичкоком» — на протяжении всей карьеры он раз за разом вступал в кинематографический диалог со своим «учителем», пробовал те же жанры и вдохновлялся схожими сюжетами. «Наваждение», вероятно, самый очевидный оммаж Хичкоку из всех работ Де Пальмы. Это история о мужчине, которого гнетёт смерть его жены и который спустя много лет находит точную её копию. Ничего не напоминает? Да, это почти точь-в-точь сюжет «Головокружения», и разворачивается в «Наваждении» он весьма схожим образом. Разве что Де Пальма включает в историю также элементы «В случае убийства набирайте “М”» и «Дурной славы», других великих картин Хичкока.
Первую «Миссию невыполнима», кстати говоря, тоже снял Брайан Де Пальма — и тоже явно с оглядкой на многочисленные шпионские триллеры Альфреда Хичкока. Впрочем, серьёзных сюжетных заимствований там не было — их, видимо, приберегли для сиквела. «Миссия невыполнима 2», которую снимал уже Джон Ву (режиссёр, максимально на Хичкока не похожий) — это практически дословный пересказ «Дурной славы».
Здесь тоже агент спецслужб объединяется с незнакомой девушкой, чей отец обвинён в шпионаже. Они вместе противостоят человеку из прошлого героини, с которым ей приходится сблизиться ради миссии. Сюжетные параллели идут и дальше, но забавно, что при этом чисто пластически у «Дурной славы» и картины Ву мало общего — вместо романтического триллера получился взрывной экшен со слоу-мо и, разумеется, красиво взлетающими голубями. Но это даже интересно: посмотреть, насколько по-разному можно решить одну и ту же историю.
«Идеальное убийство» основано на той же пьесе Фредерика Нотта, что и «В случае убийства набирайте “М”» Хичкока — так что правильнее это было бы называть не ремейком, а ещё одной интерпретацией того же текста. Но всё же, как это часто и бывает, здесь очевидно влияние более ранней экранизации — Эндрю Дэвис снимает очень «хичкоковское» кино, руководствуется теми же методами создания саспенса. По сюжету в обоих фильмах мужчина, испытывающий трудности на работе, узнаёт, что его богатая жена ему изменяет, и решает нанять киллера для её убийства. Но план проваливается: обороняясь, супруга убивает своего киллера. Что сильно усложняет положение мужа.
Первый голливудский фильм немца Роберта Швентке (позже он снимет «РЭД», «Призрачный патруль» и зачем-то две части «Дивергента», а потом вернётся в Германию с отличным «Капитаном») — явный оммаж хичкоковскому «Леди исчезает». У Хичкока девушка в поезде теряла свою пожилую попутчицу и пыталась разгадать тайну, куда она делась, — всё это в сеттинге шпионского триллера о кануне Второй мировой.
У Швентке никакой нацистской угрозы нет, действие происходит в относительной современности. Но интрига усилена тем, что вместо поезда тут самолёт, а значит, никуда деться в принципе с него нельзя и пропасть человеку там очень трудно. А вместо случайной попутчицы — родная дочь главной героини. Шпионский триллер преобразовался в психологический — персонажу Джоди Фостер мало того что надо найти ребёнка, так ещё и приходится убеждать всех, что она не сумасшедшая. А была ли девочка?
Если вы думали, что переснимать Хичкока берутся только именитые режиссёры, то вот вам обратный пример. «Спасательный челнок» снял Рон Сильвер, актёр фильмов категории «Б», который до этого (да и после этого) кино ни разу не ставил. Его сюжет основан на «Спасательной шлюпке» Хичкока — фильме о том, как выжившие пассажиры корабля, торпедированного немецкой подлодкой, спасаются на маленькой шлюпке вместе с немецким командиром.
У Сильвера сеттинг Второй мировой заменён на научно-фантастический: вместо шлюпки — космический челнок, на котором спасаются люди после аварии на космической станции. Картина снята очень дешёво, а режиссёрские умения Сильвера, понятное дело, не стоят даже сотой доли мастерства Хичкока.
Режиссёр Бен Уитли утверждает, что его «Ребекка» — не ремейк хичкоковского фильма, а просто ещё одна экранизация одноимённого романа Дафны Дю Мюрье. Конечно, он лукавит — сложно не заметить подчас покадровое сходство двух картин и явное влияние мастера саспенса. Что особенно странно, ведь Уитли как режиссёр от Хичкока далёк настолько, насколько это возможно: он в большей степени известен как автор психоделических почвеннических триллеров вроде «Списка смертников» и «Поля в Англии» и кровавой экшен-комедии «Перестрелка». Впрочем, в паре сцен его «Ребекки» действительно видны реальные эстетические ориентиры автора — но, к сожалению, таких эпизодов мало. В основном же он просто старается подражать Хичкоку, а это никогда не стоит делать, если ты не Брайан Де Пальма.
В конце немного сжульничаем. «Человек, который слишком много знал» 1955-го — это действительно ремейк фильма Хичкока. Но снят он… самим Хичкоком. Режиссёр, получив признание в Голливуде, действительно решил переделать свою же картину 1934-го, снятую в Великобритании за весьма скромный бюджет. То был шпионский триллер о простом семьянине, который случайно оказывается втянут в заговор мирового масштаба.
Версия 1955-го берёт ту же сценарную завязку, меняет швейцарские Альпы на солнечное Марокко и куда сильнее расширяет сюжет — эта версия на 40 минут длиннее, чем та, что была снята двадцатью годами ранее. В целом «Человек, который слишком много знал» — даже скорее не ремейк, а демонстрация того, как изначально должен был выглядеть фильм, если бы его создателю сразу дали нормальный бюджет и цветную плёнку. Теперь же обе версии интересно смотреть с той целью, чтобы наглядно увидеть, как развивалось режиссёрское мастерство Хичкока.