Эмоционально неубедительная попытка скопировать западные семейные комедии о людях, которые вынужденно становятся приемными родителями
Яна Титова (Олеся Судзиловская) живет в Москве и руководит влиятельным журналом о моде. В ее жизни есть лишь работа и секс без обязательств с женатым мужчиной, и Яну это полностью устраивает. Внезапно она узнает о смерти отца, которого не видела с детства. Оказывается, что несколькими годами ранее мужчина усыновил маленького цыганского сироту Янко (Даниль Зинатуллин). Яна даже не думает заботиться о приемном брате, но когда об этом узнают СМИ, женщине приходится усыновить мальчика, чтобы сберечь свою деловую репутацию и выиграть конкурс «Женщина года». А так как Янко оказывается шебутным и непослушным, то размеренная жизнь Титовой превращается в хаос.
Сценаристка и постановщица «Интимных мест» Наталья Меркулова в своей новой картине вновь заглядывает за ширму, которая скрывает личную жизнь успешных москвичей. Правда, на сей раз в фокусе внимания постановщицы не интимные отношения, а семейные связи, и «Яна+Янко» старается быть не острым, а сентиментальным кино. В сущности, это вольный ремейк знаменитого бродвейского мюзикла «Энни», который мы три года назад видели в «темнокожей» киноверсии Уилла Глака, где играли и пели Джейми Фокс и Кувенжаней Уоллис.
Правда, у Меркуловой почти никто не поет, и, к сожалению, это не единственная причина того, почему «Яна+Янко» не столь удачная картина, как голливудские вариации на тему «состоятельный человек вынужденно усыновляет непоседливую сироту и постепенно проникается родительской любовью».
Что главное в таком кино? Душевное перерождение взрослого персонажа. В начале фильма мы видим замкнутого, застегнутого на все пуговицы, цинично глядящего на жизнь человека. Однако мы отмечаем искорки доброты и заботливости, и забота о маленьком ребенке постепенно раздувает эти искры в пламя любви. Герой заметно меняется внутренне, а порой и внешне, и его кульминационные поступки доказывают, что для него нет ничего важнее его подопечного.
«Яна+Янко» пытается показать такое перерождение, но не убеждает. Олеся Судзиловская безупречна в роли социопатичной стервы, которая смотрит на детей как на тараканов, но ей не удается «продать» душевные перемены Яны. Да, героиня произносит нужные слова, однако взгляд у нее все равно волчий, и лицо у нее в конце ленты такое же, как в начале. Она даже толком не меняет имидж, хотя, казалось бы, глава модного журнала должна внешне отражать каждую внутреннюю перемену. В результате создается ощущение, что Янко для нее не столько приемный сын, сколько новая кукла. Да, она никому эту куклу не отдаст, и если кукла теряется, то женщина готова на многое, чтобы ее вернуть. Но любовь ли это? Не факт…
Кстати, о «многом», на которое Яна готова. В кульминации «Энни» герой Фокса отказывается от борьбы за место мэра, чтоб показать, как важна для него приемная дочь. Это большая жертва для человека, который всерьез занимается политикой. У Меркуловой же героиня всего лишь произносит речь, где признает свои прежние грехи и обещает исправиться. Может быть, это скажется на ее бизнесе, а может быть, и нет. В любом случае это не кажется жертвой, которая безусловно доказывает, что у героини новые приоритеты. Тем более что речь Яны встречают восторженными аплодисментами, а не разочарованным шиканьем.
Если с Яной создатели фильма «недокрутили», то с Янко они «перекрутили». Мальчик получился настолько бойким, самостоятельным и умным (фильм сопровождается его закадровым голосом, так что зрители постоянно в курсе, о чем парень думает), что не очень понятно, насколько ему нужна мама. Конечно, это нелепо звучит по отношению к семилетнему пацану, и ясно, что кто-то должен обеспечивать ему крышу над головой и еду на столе. Но лучше ли Янко в семье, чем в детском доме? Нуждается ли он в материнской любви или ему на всю жизнь хватило отцовской заботы, которую ему обеспечил отец Яны? Мальчик в любой ситуации столь мужественен и несгибаем, что кажется, что он прекрасно может обойтись без родительницы. Особенно такой, которая половину фильма не хочет иметь с ним дела.
Короче говоря, картине не хватает сантиментов, которые должны быть сердцем повествования. При этом юмор ленты – это утомительные третьесортные шутки по поводу «креативной» богемы («Вы дядя или тетя?») и тривиальные детские шалости с навязчивым упором на давно забытую игру в индейцев, а романтическая линия с участием Артура Смолянинова появляется в сюжете слишком поздно, чтобы назвать ее удачным дополнением к основной истории. Так что достоинств у фильма всего два – «правильная» мораль о ценности семьи и обаятельнейший Даниль Зинатуллин в роли Янко.
С 13 апреля в кино.