Кинематограф не только развлекает, но и предупреждает: в период отпусков нужно быть внимательными и остерегаться опасностей. А они могут принять разную форму, начиная от кровожадных акул и заканчивая трагическими историями любви. Мы вспомнили восемь фильмов, когда лето оказывалось временем не только действительно захватывающим, но и небезопасным.
Июнь 1975 года заставил насторожиться завсегдатаев пляжей. Жуткий хоррор Стивена Спилберга о белой акуле вскопал коллективные страхи всех американцев, предпочитающих проводить лето у водоемов, а некоторых и вовсе от них отвадил. Таков был эффект «Челюстей» – фильма, раз и навсегда перечеркнувшего солнечную идиллию лета. Теперь вода – не источник радости и беззаботного отдыха, а действительно опасное место. Роковая схватка людей и морского хищника насторожила зрителей так, что те стали любой движущийся объект резонно принимать за плавник. Так, по крайней мере, разумнее с точки зрения эволюции.
Сложно найти более летний фильм, чем тот, где люди вальяжно плавают в бассейне и нежатся под средиземноморским солнцем. «Бассейн» исследует эротическое напряжение между писателем Жан-Полем Леруа (Ален Делон) и его подругой Марианной (Роми Шнайдер), а также роковые последствия их свободной любви. Трагедийный накал ленты нарастает с каждой минутой, а действие не покидает территории виллы и бассейна – места и стихии, где сосредоточены человеческие страсти. Французский хит Жака Дере создает тактильное ощущение лета, не забывая, что за блестящим солнцем и манящей свободой существует целая вселенная неодолимых наваждений.
Всем понятно простое желание оторваться, выбросить мысли о работе, каждодневной суете и отправиться по импровизированному маршруту. «Тельма и Луиза» Ридли Скотта – фильм о двух подругах, которые рассекают на машине по Штатам, попутно вставая на опасную криминальную дорожку. Джина Дэвис и Сьюзан Сарандон оформили яркий летний дуэт, несясь через глубинную и знойную жизнь юго-запада. И главное – сцены, красочные как рекламные баннеры, создали неповторимый эффект погружения в самое жаркое время года. Как бы то ни было, но Ридли Скотт в том числе и мастер горячих температур.
Сегодня «Отвязные каникулы» уже не кажутся просто яркой инди-драмой, а скорее целым гимном уходящему поколению – эпохе клауд-рэпа, дабстепа и веб-панка. Подружки приезжают отдыхать во Флориду на каникулы, отрываясь так, словно это происходит в первый и последний раз. Вокруг вечное лето и гедонистический праздник, который усилен режиссером Хармони Корином через кислотные цвета, рваный монтаж и общую беззаботность повествования. Но и у бесконечного праздника есть свои темные стороны. К примеру, бандитский мир, который существует бок о бок с расслабленными туристами Флориды и беззаботными девчонками.
Знойное лето не щадит никого – даже криминальных воротил. Лента Джонатана Глейзера не только обрела славу как необычный фильм-ограбление, но и зафиксировала грани человеческого сумасшествия, которые открываются в разгар полуденного солнца. Картина начинается с отдыха на шезлонге, где плавится взломщик в исполнении Рэя Уинстона, да еще и на фоне величественных пейзажей Испании. Внезапно к нему прибывает бывший сообщник (Бен Кингсли), пытаясь втянуть героя в очередную грабительскую авантюру. «Сексуальная тварь» – искрометный и попросту безумный фильм о том, что все мы заслужили право на летние ванны под жарким солнцем. Но порой это право приходится отстаивать, причем не самым дружелюбным образом.
Для кого-то похождения Джеймса Бонда – весьма летнее мероприятие, как минимум по настроению и географии первого фильма франшизы. В «Докторе Ноу» герой Шона Коннери отправляется на жаркую Ямайку, пытаясь расследовать исчезновение коллеги из MI6. Бонд странствует по экзотическому острову, а кадры нагреваются зрелищными видами пляжей и аутентичной жизни, незапятнанной цивилизацией. В дальнейших сериях Агент 007 где только не побывает, но Ямайка так и останется одной из самых фактурных локаций «бондианы», а экшен по его характеру и температуре можно не стесняясь назвать тропическим.
В нулевые ленту Дэнни Бойла считали бесспорным хитом, сегодня же ее помнят как первый писательский опыт Алекса Гарленда. Герой Леонардо Ди Каприо отправляется на тайский остров, желая окружить себя нетронутой природой и поселением неохиппи. Очень быстро райская идиллия превращается в полутоталитарную секту, а мнимая свобода от цивилизации обрастает новыми, на поверку еще более жесткими путами. «Пляж» — еще одна вариация на тему опасного лета: с мотивами, похожими на «Повелителя мух», только для нового поколения. И, конечно, с важной мыслью — даже в раю люди не могут убежать от самих себя и цивилизационных условностей и по привычке портят друг другу жизнь.
Для кого-то лето оказывается временем, воспоминания о котором необходимо спрятать за семью замками. Общим секретом открывается сюжет культового слэшера 1997 года: группа подростков сбрасывает в море тело рыбака, случайно сбитого на автомобиле после выпускного. Спустя год неизвестный напомнит о летнем преступлении, начав охоту на компанию. Пугающий хоррор даже поспособствовал повторному перерождению слэшера в 90-х, создав антураж неустанного кошмара. Время, проведенное в приморском городке, отнюдь не располагает к расслаблению – редкий кинематографический случай, когда летние каникулы хочется отпустить и забыть.