Сегодня Тому Хэнксу — главному рубахе-парню Голливуда и просто вечному экранному добряку — исполняется 65 лет. Вспоминать его роли в «Форресте Гампе» или «Капитане Филлипсе», думается, уже всем надоело: вы эти фильмы пересмотрите и без нас. Но, вопреки расхожему мнению, у Хэнкса есть несколько необычных картин, совсем не вписывающихся в его резюме. Как раз о них мы сейчас и расскажем: бьёмся об заклад, что вы не видели ни безумного малобюджетного слэшера, ни кучи работ, где именинник сыграл плохих парней. Рассказываем о каждой из них, а некоторые даже особо рекомендуем к просмотру.
Первой полнометражной работой Тома Хэнкса стал незамысловатый дешёвый слэшер. Такое развитие карьеры для голливудских актёров, в общем-то, не в новинку: Мэттью МакКонахи, например, играл в четвёртой «Техасской резне бензопилой», а ДиКаприо одну из своих дебютных ролей исполнил в «Зубастиках 3». Причём, как полагается всякому первому появлению на больших экранах, персонаж Хэнксу достался не то чтобы важный — в «Он знает, что вы одни» актёр воплотил образ студента-скептика. Тот появляется в фильме всего на пару минут и говорит главным героям, что не верит, будто их преследует маньяк. Потом Эллиот (так зовут персонажа) выбывает из действия, и экран заполоняют очередные сцены кровавых убийств. Большим фанатам Хэнкса (и тем более олдскульных эффектных слэшеров), конечно, можно рискнуть и посмотреть фильм целиком, но в Сети для такого есть специальные отрывки с актёром — сэкономите время, если старые хорроры вам не по зубам.
Крайне интересно, что почти все фильмы, в которых Хэнкс играл неоднозначных персонажей, считаются провальными. «Костёр тщеславий» Де Пальмы, например, собрал охапку номинаций на «Золотую малину», в том числе за худший сценарий и худшую режиссуру. Но, к счастью, не за перформанс любимого всеми актёра. Здесь Хэнксу досталась роль биржевого маклера с Уолл-стрит. Он высокомерен, богат, красив, изменяет жене и считает, что держит жизнь в своих руках. Однажды вместе с любовницей герой забредает в Южный Бронкс, и в ходе нескольких случайных происшествий его девушка, увидев угрозу в темнокожем подростке, сбивает парня на машине. Хотя дальше Том покажет и лучшие свои стороны, а ещё попытается оправдаться в суде (тем самым и оправдывая себя перед зрителем), видеть такого чванливого и лощёного Хэнкса довольно непривычно. Пускай фильм Де Пальмы не задался, но этот образ мы запомним надолго — на скамье подсудимых артиста встретишь не так уж и часто.
Об этом фильме мы, кстати, вспоминали ещё в подборке картин про барабанщиков, но о Хэнксе тогда рассказали до обидного мало. На всякий случай повторим и дополним: во-первых, это его режиссёрская работа про подростков-музыкантов, ставших группой одного хита, во-вторых, это ещё и необычный перформанс Тома, снявшегося в собственном фильме. Здесь он играет миловидного продюсера, решившего взять под своё крыло талантливых юнцов. Он расхваливает их костюмы, широко улыбается и, в общем-то, создаёт впечатление приятного парня, свойственное почти всем персонажам Хэнкса. Однако стоит бэнду потерять популярность, как он сразу забывает о героях. «То, что ты делаешь» становится переосмыслением всего хэнксовского амплуа: актёр по-прежнему исполняет роль рубахи-парни, но, простите за каламбур, выворачивает его наизнанку. За милыми словами и тёплыми взглядами скрывается фальшь, и после этой картины будет тяжело забыть, каким может предстать перед нами другой Хэнкс.
Не самая, может, удачная, но важная для нашей подборки чёрная комедия братьев Коэн, где Хэнкс снова сыграл негодяя. Хотя и здесь нужно оговориться: даже плохиши у Тома выходят какими-то уж слишком обаятельными, не лишёнными его актёрской магии превращать каждого персонажа в по-своему притягивающую личность. Вот и в «Играх джентльменов» профессор Г.Х. Дорр, который собирает отряд воришек, чтобы обнести казино (путь к нему лежит через дом старушки, так что сначала придётся обхитрить глубоко верующую женщину), совсем не отталкивает. Крайне забавно наблюдать за тем, как этот персонаж встраивается в типичную коэновскую историю: люди умирают наиглупейшим образом, одна безумная случайность приводит к другой, а во всей этой суматохе герой Хэнкса пытается сохранить невозмутимое джентльменское выражение лица.
Ещё один плохиш в карьере Хэнкса — управляющий гигантской корпорацией Эймон Бейли. «Сфера» рассказывает о молодой карьеристке Мэй (Эмма Уотсон), которая устраивается в компанию а-ля Facebook и сталкивается с нарушением границ личностной свободы. Здесь образ Тома, словом, тоже переиначивается: поначалу он предстаёт перед зрителем классическим добродушным мужчиной, но с каждой минутой зритель всё лучше знакомится с его тёмной стороной. «Сфера» становится рефлексией на тему американской безопасности и роли медиа в жизни, но, пожалуй, самое удачное, что есть в этом фильме — как раз образ Бейли. Эдакое лицо эпохи, хищный оскал, спрятавшийся за очаровательной улыбкой. Быть может, когда-нибудь авторы научатся обманывать публику и превращать Тома Хэнкса в злодея, но не в этот раз.