Весьма далекий от реального положения дел, но вполне энергичный «Метод» радует актерскими работами, но как детектив разочаровывает
Потерявшая в юном возрасте мать Есеня Стеклова всю свою жизнь решила посвятить поиску ненайденных убийц. Окончив юридическую академию, девушка, вместо того чтобы заняться бумажной офисной работой, как на том настаивал отец, идет в помощницы к эксцентричному майору Родиону Меглину, следователю, на всю страну славящемуся своими нетрадиционными способами охоты на особо опасных преступников. С каждым новым делом Есеня все глубже погружается в метод Меглина, в чем-то при этом каждый раз утрачивая каплю человеческого. Путь к разгадке главной тайны своей жизни оказывается труден, а финальный шаг может оказаться и вовсе смертельно опасным.
Российское сериалостроение, во многом по собственной воле, в последние годы загнало себя во вполне очевидную ловушку – конкуренция с на голову более качественными зарубежными шоу волей-неволей приводит к сравнению нашей продукции с продуктом лучших американских кабельных каналов. Обычно подобное сравнение не идет в плюс отечественным сериалам (вспомним недавнюю «Родину», скопированную едва ли не покадрово, но утратившую и динамику, и ритм, и атмосферу оригинала), однако Первый канал, запустивший в производство «Метод» Юрия Быкова, пошел от обратного – реклама шоу откровенно связывала многосерийное шоу с «Декстером», «Лютером» и «Настоящим детективом». Но привлечение зрителей – это одно, а что же получилось на деле?
На поверку «Метод» оказался зрелищем спорным, небезынтересным, но порой откровенно вторичным. Как ни странно для криминального триллера, наиболее слабой стороной шоу является детективная составляющая сериала – навскидку и не вспомнишь, какое из дел Меглина и Стекловой можно назвать действительно захватывающим. Улики всплывают из ниоткуда, выводы оба следователя делают далеко идущие и без всяких сомнений, часто нарушая собственные правила и законы, бросаются на подозреваемых. Какие ордера, какое решение суда, какие адвокаты? Забудьте, вы больше не в Техасе, Меглину ничего не стоит прикончить маньяка на месте – он их не коллекционирует, а банально уничтожает.
На этом месте можно отвлечься в области морали и нравственного воспитания зрителей, особенно самых молодых. «Метод» – это настоящий гимн беззаконию, линчеванию и неподсудности. Да, справедливость не всегда равна законному возмездию, но Метод» просто подталкивает очередного Евсюкова достать в толпе пистолет и расстрелять злодеев, мнимых или реальных, не дожидаясь для этого законных оснований. Меньше всего хотелось бы перекладывать ответственность за воспитание молодежи на телевизор, но крайне странно видеть то, что Юрий Быков, ранее в своем «Майоре» старательно изобличавший полицию как государство в государстве, творящее беззаконие, теперь совершенно спокойно подобную идеологию оправдывает. С маньяками – по-маньячески! И к черту процедуры.
Этим сомнительным креном в сторону утраты формальности «Метод» лихо выскакивает за пределы реальности. В отличие от своих зарубежных коллег – тех же «Убийства», «Моста» или «Настоящего детектива», – «Метод» ничуть не старается быть вписанным в действительность. Герой Хабенского, забулдыга и омерзительный интроверт, живет не в хрущевке на окраине, а в оформленном со вкусом лофте. Остальные его коллеги и сослуживцы тоже не отказывают себе в праве на роскошь – и с машинами, и с квартирами-домами у них все в порядке, ну ни дать ни взять обычные участковые из уездных городков. В противоположность холеным «блюстителям закона» маньяки и жертвы живут в параллельной реальности убогого артхауса – аляповатые полуразвалившиеся квартирки, жуткий советский антураж, нагромождение мусора в кадре. Это сочетание несочетаемого существенно уменьшает градус вовлеченности, который удержать можно только мантрой «Все это не на самом деле, это фантазия авторов».
А вот с чем сериалу откровенно повезло, так это с шикарным актерским составом. Не хочется подчеркивать отчетливый «минус» – абсолютное отсутствие химии между Хабенским и Андреевой, – но по отдельности практически все актеры заслуживают похвалы. И касается это не только ведущих персонажей, в дальнейшем из серии в серию будут появляться столь же яркие герои эпизода, каким был Цекало в пилотном эпизоде. И это не позволяет махнуть рукой на просмотр.
Да, «Метод» – сомнительный детектив, еще менее очевидна морально-воспитательная функция сериала, но как зрелище он вполне заслуживает внимания. Это не грубая калька с заграничного шоу, это вполне самостоятельное произведение, несовершенное, но настраивающее на позитивный лад – с хорошим режиссером и добротными актерами даже из книг Донцовой можно сделать кино.