23 апреля 32 года исполняется британо-индийскому актеру Деву Пателю. Для одних он навеки Анвар из культового молодежного сериала «Молокососы», для других — босоногий Джамал из оскароносного «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойла. К тридцати годам Дев Патель умудрился собрать бинго самой востребованной голливудской звезды: сыграл культового персонажа, получил номинацию на «Оскар» и снялся в провальном блокбастере. Что будет дальше? Никто не знает. Остается лишь надеяться, что самые разрывные роли у него еще только впереди. Разбираемся, как Дев Патель завоевал малый и большой экран, выиграл «Кто хочет стать миллионером?», а также вырвался из образа наивного индийского паренька.
Когда Дев Патель дебютировал в роли Анвара в сериале «Молокососы», он и представить себе не мог, что будет всерьез заниматься актерским мастерством. В возрасте 17 лет Патель уже был заслуженным спортсменом — мастером боевых искусств — с горстью медалей за выдающиеся достижения. Съемки в британском шоу были скорее стремлением попробовать себя в чем-то новом, чем явным и осознанным желанием начать путь к голливудскому Олимпу.
В школе Дев отлично показал себя на сцене, участвуя в разнообразных шекспировских постановках. Поэтому, когда его мать случайно наткнулась на объявление о кастинге в газете Metro, она посчитала необходимым показать его сыну, а потом и вовсе — предложила прогулять школу ради, на первый взгляд, совершенно бесперспективного прослушивая. Патель ожидаемо упирался — как ни странно, он не хотел пропускать занятия. Однако родительница настояла на своем.
«Когда тебе 16 лет, последнее, чего хочется — чтобы кто-то выталкивал тебя из зоны комфорта», — вспомнил актер в одном из интервью, отметив, тем не менее, что в тот день мать оказала ему большую услугу.
После двух прослушиваний Дев был выбран на роль пакистанского подростка-мусульманина Анвара, образ и характер которого, как ни странно, были списаны с него самого. Первое время Патель чувствовал себя совершенно потерянным. В отличие от коллег по съемочной площадке — Николаса Холта, Джозефа Демпси и Ханны Мюррей — он никогда не работал перед камерой и плохо понимал тонкости кинопроизводства. К счастью, знания пришли с опытом.
Прорыв в актерской карьере Дева Пателя произошел в 2008-м году, когда ему предложили главную роль в драме шотландского режиссера Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб». Примечательно, что знакомством с Бойлом Патель во многом обязан именно сериалу «Молокососы»: 17-летняя дочь кинематографиста Кэйтлин увидела Дева в сериале и посчитала, что он идеально подходит на роль Джамала Малика. Ее помощь пришлась как нельзя кстати: во время кастинга «Миллионера из трущоб» Бойл успел прослушать несколько тысяч талантливых актеров индийского происхождения, однако ни один из них ему так и не подошел.
«Мне не был нужен парень, который выглядит как потенциальный герой. Он должен был стать им во время фильма», — объяснил впоследствии постановщик.
«Миллионер из трущоб» имел сумасшедший успех, как в Америке, так и в Великобритании, родной стране Пателя. За роль Джамала Малика 19-летний Дев получил номинацию на национальную кинопремию BAFTA в категории «лучшая мужская роль». Он стал самым молодым актером, когда-либо претендующим на эту награду. И, несмотря на то, что приз в итоге ушел другому, Патель с лихвой окупил свой проигрыш гигантской волной славы — казалось, о нем говорит весь мир. Хотя, нет, не казалось. Так и было на самом деле.
После головокружительного триумфа «Миллионера из трущоб» на Пателя начали сыпаться предложения от различных голливудских киностудий. Актер, который до этого времени снимался лишь в родном Соединенном Королевстве, плохо ориентировался в американском шоу-бизнесе, но в то же время понимал, что настоящая слава живет именно там. Решение сыграть Зуко я в «Повелителе стихий», экранизации культового аниме «Аватар», выглядело довольно логичным. Во-первых, постановщиком фильма был М. Найт Шьямалан, тоже индиец, который в отличие от самого Дева Пателя, уже успел обустроиться в Голливуде и даже получить звание режиссера-самородка. Во-вторых, идея экранизации «Аватара» казалась свежей и вдохновляющей — в начале нулевых мультсериал был на пике своей популярности, еще до начала фактического производства у «Повелителя стихий» уже был весомый пул фанатов. Увы, но на первый взгляд взвешенное решение Дева Пателя обернулось полным крахом — несмотря на кассовый успех, «Повелителя стихий» оказался буквально растоптан критиками. Что уж говорить о том, что поклонники самого «Аватара» также остались крайне недовольны и даже наградили фильм званием «худший экранизации нулевых». За свою работу в картине Дев Патель был отмечен номинацией на «Золотую малину», шуточную антипремию, которая вряд ли способна сломать чью-то карьеру, но поколебать уверенность в себе все же может.
За «Повелителем стихии» последовали более успешные голливудские роли: Дев снялся в комедии «Отель “Мэриголд”. Лучший из экзотических», молодежной драме «Тронутые», сериале «Новости» и научно-фантастическом блокбастере «Робот по имени Чаппи». Каждая из этих работ была по-своему симпатичной, но ни одна так и не стала по-настоящему прорывной. Прорыва пришлось ждать вплоть до 2016-го года — именно тогда Патель снялся в биографическом фильме Гарта Дэвиса «Лев». Актеру досталась роль Сару Брайерли, индийского юноши, который волею судьбы оказался разлучен с родной матерью. Фильм неожиданно тронул лед в сердцах киноакадемиков — «Лев» был удостоен шести номинаций на «Оскар», в том числе в категории «Лучшая мужская роль второго плана», в которой был представлен Дев Патель.
После долгих лет упорного труда в Голливуде Дев Патель все чаще начал смотреть в сторону родной Великобритании. В 2018-м году актер исполнил главную роль в остросюжетном триллере Майкла Уинтерботтома «Гость на свадьбе», затем снялся в одном из эпизодов сериала «Современная любовь», созданным главным английским романтиком Джоном Карни. Еще через год Патель внезапно получил роль Дэвида Копперфильда в сатирической комедии Армандо Ианнуччи и наконец доказал всему миру, что способен играть не только этнических пакистанцев или индусов. Кастинговое решение Ианнуччи оказалось настоящим сюрпризом и для самого Пателя, который «не мог представить, что будет играть фактически самого Чарльза Диккенса». Актер переживал, что его этническая принадлежность будет отвлекать зрителей от роли, в то же время он понимал, что ужасно устал играть «экзотических красавчиков».
Дев Патель — актер максимально разноплановый, страстный в работе и искренне увлеченный любым процессом трансформации. Когда-то он искренне надеялся, что именно Голливуд — маленькое киногосударство, казалось бы лишенное стереотипов и предубеждений — сможет раскрыть его потенциал, но ошибся. Даже отмеченный киноакадемией «Лев» мало чем отличался от предыдущих кинообразов Пателя, разве что время и события сменили локацию. Сам актер сложно относится к этому периоду, вспоминая, что чувствовал себя «недостаточно британцем, чтобы играть британцев» и «недостаточно индийцем, чтобы играть индийцев».
Как ни странно, но только вернувшись на туманный Альбион, он смог по-новому раскрыть самого себя. После успешного сотрудничества с Ианнуччи Дев Патель получил главную роль в «Легенде о Зеленом рыцаре», средневековом фэнтези Дэвида Лоури, созданном в копродакшене со студией А24. Эта крайняя и пока что самая интересная работа актера идеально вписалась в его амплуа — образ Гавейна в фильме невольно отсылает к Анвару из «Молокососов» и даже Джамалу из «Миллионера из трущоб». Как и Гавейн, эти персонажи никогда не были героями в классическом понимании этого слова. Несмотря на весь груз ответственности, который накладывает на себя титул рыцаря круглого стола, Гавейн оставался обычным человеком, которому очень хотелось «быть», но, увы, получалось лишь «казаться».