Намного более интересная и глубокая история взлета украинского артиста балета Сергея Полунина, чем те, что предлагают развлекательные телепрограммы и женские журналы
Намного более интересная и глубокая история взлета украинского артиста балета Сергея Полунина, чем те, что предлагают развлекательные телепрограммы и женские журналы.
Об успехе, которого Сергей Полунин добился к двадцати годам, другие артисты балета могут только мечтать – начав творческий путь в спортивной гимнастике, украинский самородок уже в 17 лет вошел в труппу лондонского Королевского балета. Но достижение вершин профессии в столь юном возрасте далось не только врожденными талантами, тяжелая учеба и работа на сцене разбили семью Сергея, а его самого превратили в нервного отшельника, ненавидящего танец. Чтобы вернуть ощущение полета, однажды Полунин оставляет комфортный Лондон и отправляется в творческое путешествие по городам и странам, театрам и проектам, стилям и жанрам…
При слове «балет» современный массовый зритель в лучшем случае пожмет плечами, справедливо полагая, что кино и сцена живут в параллельных вселенных, а в худшем – презрительно хмыкнет, мол, что за нелепый вид искусства, с непреклонным следованием классическим формам, комичными костюмами и неестественными движениями. И грешить против истины глупо – две стихии, кино и балет, действительно развиваются и живут параллельно. Но это вовсе не значит, что соприкосновение невозможно, особенно если такой контакт устанавливается талантливо и красиво, пусть и в формате документального кино, пользующегося куда меньшим интересом, чем шумные блокбастеры и многомиллионные фантастические постановки. Благодаря прокатной компании «Пионер» мы сегодня можем познакомиться с уникальным явлением на балетной сцене – Сергеем Полуниным – в привычной обстановке уютного кинозала, и «Танцовщик» стоит каждой минуты потраченного на него времени.
Лишь на первый взгляд картина режиссера Стивена Кантора выглядит простой хронологией достижений молодого артиста балета – последовательно зритель следит за каждым шагом молодого танцовщика, от гимнастической спортивной секции к танцевальной школе, от любительских подмостков к софитам лучших мировых сцен, от бедного Херсона к сверкающему огнями Лондону, от безвестности к толпам поклонников, бронирующих билеты на выступления Полунина за два года. Но документальный фильм не был бы в полной мере творческим произведением, если бы за перечислением регалий не скрывалась трагедия или хотя бы драма. В «Танцовщике» необходимая глубина есть, и это делает зрелище еще боле увлекательным.
Воздушный танец, который вознес Сергея Полунина к небесам, оборачивается жестким разрушительным падением. Родители артиста расстались – посвятив свою жизнь продвижению сына, они вынужденно жили и работали врозь, что в итоге привело к разводу. Сам Сергей, добившись фантастического успеха в раннем возрасте, оказался отрезан от радостей детства и юношества. Дальнейшая же его жизнь превратилась в череду напряженных гастролей, а ужас получить травму и лишиться всего сделал из артиста эксцентричного одиночку, все чаще попадающего в скандалы и желтую прессу. Жизнь-сказка со временем превратилась в жизнь-боль, и это в 23 года, когда любой из нас по-прежнему стоит на пороге будущих свершений.
То, каким образом Сергей решил преодолевать свой творческий и личностный кризис, может вызвать споры, можно сомневаться в решении переехать из Англии в Россию, в смене лондонской сцены на Театр оперы в Новосибирске, но сомнений в том, что самого Полунина такой «холодный душ» сделал более уравновешенным, уверенным в себе и даже счастливым, быть не может. И в этом тоже скрывается тайна таланта и творчества – человек искусства не может быть понят рациональным умом «технарей», а одаренность непостижима силами обывателя. Главное, что мы видим – изменившееся лицо танцовщика, его раскрытые перед родными и близкими объятия и новые творческие свершения.
Несмотря на то что фильм гораздо больше рассказывает о человеке, чем о танце, в «Танцовщике» достаточно кадров со сцен самого разного уровня. Качество этих вкраплений разнится, вместе с фрагментами профессиональных трансляций спектаклей здесь есть и любительское видео со всеми его «детскими болезнями», но ощущение включенности в творческий процесс дают и те и другие – танец вообще прекрасно выглядит на большом экране, а классический балет и вовсе производит ошеломляющее впечатление. Впрочем, движения можно было бы и добавить – любопытно, конечно, видеть закулисье и личную жизнь артиста, но движение в нем всегда будет главной составляющей.
Но главная проблема фильма неразрешима принципиально – он сделан слишком рано. Это не плохо, просто повествование обрывается на «самом интересном месте». Такое же ощущение у зрителя остается после просмотра «Социальной сети», «Пятой власти» или «Сноудена» – история не останавливается, сюжет пополняется, но перед нами уже финальные титры фильма, это распаляет любопытство, которое далеко не всегда может быть удовлетворено. Ничто, впрочем, не мешает нам самим интересоваться новыми свершениями героев таких фильмов и сходить наконец на балет. Вдруг понравится?
С 18 мая в кино.