Мы помним ее как большеглазую жену Джека Торренса в «Сиянии», узнаем в актрисе одну из главных героинь в «Трех женщинах» и, быть может, иногда вспоминаем о ней, как о журналистке Rolling Stone в «Энни Холл». Но кем была Шелли Дювалл, когда гас свет софитов?
Помимо двух десятилетий, проведенных в Голливуде, звезда фильмов Стэнли Кубрика и Роберта Олтмена не покидала штат Техас: родилась в 1949 году Форт-Уэрте, выросла в Хьюстоне, последние годы провела в Бланко. В детстве актриса мечтала о карьере в научной сфере. Она даже поступила на соответствующий факультет в Хьюстонском колледже, но быстро разочаровалась в профессии после того, как познакомилась с процессом вивисекции обезьян.
Бросив учебу, Дювалл решила поискать счастье в других областях. Она устроилась продавщицей в универмаг, где помогала женщинам подбирать аксессуары, а в свободное время проектировала собственные модели одежды. В 18 лет Дювалл отправилась на благотворительный вечер, посвященный трагической потере экипажа «Аполлона-1» и встретила там длинноволосого художника Бернарда Сэмпсона. Знакомство оказалось поворотным: два года спустя на одной из вечеринок в доме родителей Сэмпсона, Дюваль заметили помощники режиссера Роберта Олтмена и предложили девушке попробовать себя в кино. Убедившись, что незнакомцы не пытаются затащить ее в порно, будущая актриса согласилась прийти на прослушивание для небольшой роли второго плана в «Брюстере Маклауде».
Синие джинсы, легкая цветная рубашка, пара полароидных снимков на фоне бронзовой статуи в Хьюстонском зоопарке. Как по мановению волшебной палочки Шелли Дювалл превратилась из начинающей художницы и модельера в музу Роберта Олтмена. Она снялась в семи его фильмах («Брюстер Маклауд», «Маккейб и миссис Миллер», «Воры как мы», «Нэшвилл», «Баффало Билл и индейцы», «Три женщины» и «Попай»).
После третьей совместной с Олтменом работы, Дювалл и Сэмпсон, на тот момент уже заключившие брак, переехали в Лос-Анджелес. Семейная жизнь в крохотной квартирке не задалась, и уже через год актриса и художник разошлись. Для Дювалл началась тихая, но по-своему веселая пора жизни в Голливуде, где ни один день не обходился без вечеринок, но телефон продолжал предательски молчать. Другие режиссеры или не знали о существовании Дювалл, или просто не хотели видеть ее в своих фильмах.
Олтмен познакомил актрису с Джеком Николсоном, Романом Полански, Уорреном Битти, Кэрол Кейн и не только. Последняя стала близкой подругой Дювалл. Вместе они часто посещали как скромные тусовки начинающих артистов, так и богатые дома продюсеров, которые частенько организовывали громкие голливудские вечеринки, чтобы найти возможность для новых контрактов. На глазах Дювалл неизвестные люди становились востребованными звездами. Например, она помнит, как 35-летний плотник, занимавшийся ремонтом офиса, однажды случайно попал в поле зрения Джорджа Лукаса, после чего стал одним из самых известных американских актеров современности. Это был Харрисон Форд.
На съемках фильма Вуди Аллена «Энни Холл» Шелли Дювалл познакомилась с музыкантом Полом Саймоном. Они превратились в одну из тех звездных пар, вроде Анжелики Хьюстон и Джека Николсона, которых все мечтали встретить на пересечении улицы Манхэттена и Бродвея в культовой «Студии 54». Очаровательная Дюваль вызывала восхищение: Vogue предлагал модные съемки, поклонники пытались повторять ее образы, а продюсеры не отрывали глаз от новой дивы.
Главными достижениями в карьере Дювалл навсегда остались «Три женщины» Олтмена и «Сияние» Кубрика. Тяжелая работа, о которой и сейчас слагают легенды, окупилась сполна: оба фильма покорили как зрителей, так и критическое сообщество. Роджер Эберт называл Дювалл невероятно открытой и талантливой актрисой, которая знает, как избавиться от камеры, диалогов, грима и методов игры — она в буквальном смысле становится своим персонажем. За исполнение Милли в «Трех женщинах» Дюваль получила награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. И именно эта работа убедила Кубрика выбрать Дюваль на одну из главных ролей. Посмотрев фильм Олтмена, режиссер лично позвонил актрисе и попросил прочесть роман Стивена Кинга, потому что не представлял никого другого в образе Венди.
На съемки «Сияния» ушло ровно на 50 недель больше, чем на работу над «Тремя женщинами». Из-за требовательности Кубрика процесс постоянно затягивался, а на площадке то и дело возникали конфликты. Шесть дней в неделю, 16 часов в день. Большую часть срока Дювалл снова и снова приходилось доводить себя до истерики, чтобы убедить режиссера в искренности эмоций. Работа с ним не была похожа на работу с Олтменом, и все же, вопреки расхожему мнению, съемки «Сияния» не оказали критического влияния на психику актрисы. В последние годы Дювалл пыталась опровергнуть слухи и объяснить, что, несмотря на скандально известное интервью 2016 года (ток-шоу «Доктор Фил», в котором актриса признавалась в наличии болезни), работа с Кубриком не была губительной. Напротив, она благодарна ему в той же степени, что и Олтмену.
После «Сияния» Дюваль работала над фантастической комедией Терри Гиллиама «Бандиты во времени» и снималась в короткометражном фильме Тима Бертона «Франкенвини». В качестве продюсера она выпустила «Театр сказок фей», «Небылицы и легенды», «Классика кошмаров» и «Сказки на ночь». За «Невероятные сказания и легенды» и «Сказки на ночь от Шелли Дювалл» актриса получила «Эмми».
Звездное имя и богатое прошлое, увы, не помогли актрисе избежать проблем с финансами: в 1990-е Дювалл поняла, что ей не хватает средств к существованию, и даже думала вернуться в Техас и снова попробовать писать картины, но временно отложила затею, решив продолжить актерскую карьеру. Дювалл снялась в криминальной драме Стивена Содерберга «Там внутри», мелодраме Джейн Кэмпион «Портрет леди» и экспериментальном детективе Гая Мэддина «Сумерки ледяных нимф». Но в 2002 году, вскоре после известия о том, что у брата диагностирован рак позвоночника, актриса купила билет на самолет и навсегда оставила Голливуд.
«Она была веселая, добрая, все ее обожали. Она всегда подготовлена, всегда в хорошем настроении. Шелли очень серьезно относилась к своей работе», — так отзывалась о Дювалл коллега и подруга Сисси Спейсек. Судя по последним интервью, некоторые из которых датированы 2023 годом, Дювалл оставалась такой до самого конца.
Вот перед нами типичный пример того, как актрисы вынуждены бесконечно модерировать свои слова, чт...обы не прослыть "трудными и склочными" и сохранить карьеру. На площадке творился ад, Кубрик доводил актрису до истерики — а она вынуждена его покрывать…. Что ж, можно понять ее, женщин в Голливуде отменяют и за меньшее