Ругать очередной новорусский боевик "Бой с тенью", кинодебют Алексея Сидорова, телеавтора "Бригады", особенно не хочется. После долгих сомнений и мучительных раздумий к этому парню из Северодвинска все же рождается материнское чувство. Двухсотпроцентной режиссерской бездарности в фильме нет. Стопудового политического заказа или половины хронометража на "продакт плэйсмент" тоже нет. И перспективы какие-то есть (о них в конце).
Тем не менее, материнское чувство рождается именно оттого, что парню еще бы учиться, учиться и учиться. В его кинодебюте отсутствует также многое, что вовсе не помешало бы, а его бросили плавать баттерфляем, не объяснив толком, что значит баттерфляй. Такие броски всегда порождают желание защитить, при том что такое желание – чисто жалостливое, обидное для вроде всех победившего парня. Тут тебе и бюджет, и российский канал, и Безруков в камео.
Первые полчаса сюжет вообще не начинается, идет подготовка к его экспозиции: к тому, что молодой талантливый боксер (Денис Никифоров) во время важнейшего боя с негром-чемпионом ослепнет прямо на ринге. Подготовка идет по любовной линии, по биографически-менеджерской, и все это – с оттяжкой, с пейзажами, взглядами, долго, скучно. Потом, наконец, ослепший боксер начинает нуждаться в срочной операции за тучу баксов, а их не накопилось, и тогда виноватая в его беде красотка (Елена Панова) пытается их достать. Но лучше бы она этого не делала, потому что весь остальной бесконечный сюжет – как от ее попытки боксеру, ей лично и ее младшему братишке пришлось спасаться по городам и весям сразу от мафии (Андрей Панин), от спецслужб (Дмитрий Шевченко) и от нанятого киллера (Александр Кузнецов). Заявят о себе колумбийские наркобароны, ранненоворусские олигархи, поздненоворусская шпана, но каждая из загадок будет разрешаться ровно спустя пять минут после того, как задана. В сюжете нет тайны. "Слепой, наркоманка и пионер" – парафраз сказки про "пузыря, лапоть и соломинку". Теперь пусть большую сладкую конфету получит тот, кто последним догадается, спасутся ли наши герои, возникнет ли у них любовь, прозреет ли боксер и догонят ли экранные спецслужбы мафию и нанятого киллера.
Сюжет еще постоянно пробуксовывает, потому что Алексей Сидоров знает только "Бригаду", когда серия с рекламной паузой, позже программа "Вести". Того, что кино – это другой ритм и законченная драматургия, он в принципе не знает. Поэтому каждый план "Боя с тенью" на пять секунд длиннее своего места. Поэтому всякий раз, когда ждешь, что начнет нарастать хоть какое-то напряжение, герои-антигерои вдруг впадают в лирику, и снова начинается любовь-морковь-пейзажи-взгляды, а ритм кончается, и скучно уже совсем. К тому же большие проблемы у Сидорова со степенью железистости логики, если учесть, что в драматургии кинобоевиков, которой сто лет, начиная с "железного сценария" Томаса Харпера Инса, сегодня нечего делать без самой высшей степени. Как студентка меда может в нормальной больнице подписывать справку боксера перед чемпионским боем, и вообще кто позволил ей его осматривать в офтальмологии? Даже в нашей районной поликлинике ее ни к кому бы близко не подпустили. Как до наших дней продержался во главе банка, да еще с наркобаронством, бывший зэк из боксеров, если он – не госноменклатура? Если же он – она, как же это его повязывают, да еще и публично? Какой-такой Гдлян-Иванов сегодняшнего дня? И уж нечего говорить, как на простой звонок из телефонной будки менты набежали через минуту, хотя на ограбление банка не доехали вообще. И при "Громе" с "Сиреной", да хоть с "Лютиком", обыскивая трейлер, постовой с фонарем почему-то не видит целых троих разыскиваемых, хотя они даже не удосужились шваброй прикинуться, а так просто на корточках сидят. Главный арест происходит в ночи, а отправка арестанта с пафосными речами – при свете дня. Это вообще не "как", а просто чушь собачья.
Но помимо подобных ляпов "Бой с тенью" во всем остальном тоже, к сожалению, не отличается обязательностью. Зачем, кроме соответствия саундтреку, на негров перед матчем напялили древнеегипетские костюмы, если дальше это больше не работает? Для пущей рекламной компании, как и рапид на ринге? Значит, бал-маскарад в ночном клубе, сам по себе не играя никакой роли, тоже нужен лишь, чтобы "было красиво" и "главный по спецслужбам" мог снять маску палача? Костюм медсестры еще может быть объяснен маминой профессией (артистка у нее мама), но зачем потом весь театр и декорации? Только чтобы нанятый киллер запутался в кулисах? А откуда проскок средневековых рыцарей по лесам среди бела дня? Для "метафизики", что ли? Но это же вообще бред. Откуда метафизика, если только один, отдельно взятый проскок? И вот когда так наивно, безбашенно в котел "новорусского боевика" сваливается все подряд – сырки, рыбные консервы, колбаса, кетчуп и сгущенка – вместо боевика получается размазня. Вторая большая сладкая конфета положена тому, кто в Никифорове, Пановой, Шевченко, Панине, Кузнецове увидит живых людей. Степень монстрообразности всех персонажей впрямую соответствует полной необязательности всего происходящего.
Тем не менее, сам факт включения в "новорусский боевик" Блока и Достоевского, театра и "Ричарда III", слов о необходимости получать высшее образование и способности зрячего сыграть слепого – это ново для нас, это потенциал профессии. Она в принципе может быть, даже если в головах авторов и участников боевиков полно патриотических, реваншистских и государственных тараканов. Она может быть и потому, что талант присутствует. Сидоров умеет ставить кадр. Цельность натуры ему тоже не чужда. Он небесчувствен, неравнодушен и не без чувства юмора.
Только б оно победило в его дальнейшей жизни, а не вся вышеописанная каша.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.