Обзор иностранной прессы по фильмам «Need for Speed: Жажда скорости» и «Воздушный маршал»
В 1902 году некто Луи Рено запатентовал один сложный механизм. Он сделал симметричную барабанную систему, через которую были протянуты ленты, соединенные с рядом рычагов. Барабаны были полыми – в свободное пространство поместили колодку, которая по воле человека сдавливала ленту, тем самым замедляя до нуля работу всего механизма. Эта система называлась барабанный тормоз, и она стала мощным толчком к дальнейшему развитию автомобильной техники. Рено не был революционером среди изобретателей, так как он лишь модернизировал то, что уже к тому моменту имелось в арсенале человечества. Как бы то ни было, спустя несколько десятилетий появилась категория людей, решивших, что он и ему подобные механизаторы – трусы.
Среди тех, кто считает, что тормоза – лишняя деталь автомобиля, гонщики – профессиональные и не очень. Для них главная педаль в машине та, что справа, поэтому российский слоган экранизации Need for Speed безапелляционно заявляет: «Тормоза придумал трус», и мы его очень уместно заимствуем.
Видеоигра Need for Speed издается уже двадцать лет, и некоторые до сих пор играют в этот гоночный симулятор, нажимая лишь три стрелочки и избегая функцию «тормоз». За два десятка лет серия обзавелась бесчисленным множеством фанатов, четырьмя поколениями игр и двадцатью продолжениями – по одному в год. Вполне закономерно, что NFS дожила до того момента, когда на нее позарились кинопродюсеры.
Сюжет ни к одной из игр напрямую привязывать не стали (хотя кое-кто усмотрел в нем нотки The Run) и сколотили на основе мегапопулярного гоночного симулятора историю возмездия. Гениальный автомеханик Тоби Маршалл всю свою жизнь проводит за баранкой, он другой радости и не знает. У него есть семейная мастерская, но одному Тоби ее не потянуть, и тогда он берет в партнеры богатого и заносчивого бывшего гонщика NASCAR Дино Брюстера. Довольный Тоби зажил на всю катушку и покатился в гору, но тут-то Дино ему все и обломал. Бывший «наскаровец» устроил подставу, и Тоби упекли за решетку ни за что. Спустя два года Тоби выходит из тюрьмы с мыслью о мести…. ужасной и беспощадной, а Дино трясет коленками от мысли, что его ждет, и все пытается подложить Тоби свинью.
На роль Тоби рассматривались невезучий Тейлор Китч, снявшихся в убыточных «Джоне Картере» и «Морском бое», Лиам Хемсворт, пытающийся поспеть за популярностью брата, только пробивающийся на большой экран Брентон Туэйтес и новый Джонни Юта Люк Брэйси. На роль злодея рассматривался Аарон Пол, но в итоге все переиграли и метовар из «Во все тяжкие» (куда уж без этого ярлыка) стал протагонистом, а на роль главного подонка подыскали Доминика Купера. Также актерский состав укомплектовали неординарный хип-хоп-исполнитель Kid Cudi, миловидная британочка Имоджен Путс, ветеран кинематографа Майкл Китон и еще одна старлетка Дакота Джонсон. Каст на самом деле достаточно интригующий, и талантливый режиссер смог бы раскрыть в каждом свою фишку, но…
«У актеров Need for Speed нет того нахального говора, которым может похвастать бригада из “Форсажа”. Аарон Пол, окруженный такими же актерами не самого высокого полета, не особо харизматичен. Его не называть истинным “немногословным бруталом”. Но актеры здесь второстепенны – здесь важны Koenigsegg Agera, Saleen и Shelby Mustang, машины здесь рулят», – расставляет точки над «i» Роджер Мур (Roger Moore/Movie Nation).
Увы-увы-увы, режиссер Скотт Во не смог найти золотую середину между ревом моторов и актерской игрой. Впрочем, ничего удивительного, просто Во, особо себя не утруждая, с размаху наступил на разложенные перед ним грабли. Два года назад он снял «Закон доблести», экшен про морских котиков, который хвалили за боевой реализм, уникальные военные съемки и хаяли за отсутствие сценария и абсолютное пренебрежение хоть какой-то драмой. Тогда работу Во окрестили военным порно. Что ж, постановщик остался верен себе – он снова снял порно, но на этот раз автомобильное.
«Молодежь на экране и быстрые авто с ходу настраивают на глупость, но даже если перевести кнопочку возле мозга на деление “выкл.” – это необходимо сделать, – голова от этого коктейля все равно будет болеть, слишком много тупости в одном флаконе, плюс кубики дурости вместо льда и идиотская вишенка на вершине», – нашел в себе бармена Кайл Смит (Kyle Smith/New York Post).
В фильме сделан упор на трюки, настоящие разрушения и абсолютно реалистичные гонки. В некоторых сценах за рулем сидели профессиональные гонщики, сами актеры тоже старались не отставать – Пол и Купер до съемок прошли курс высокоскоростного вождения. Тем не менее, как бы ни старался Скотт Во поразить зрителя, весь кайф от ревущего под капотом мотора мощностью 300, 400, а то и 500 лошадок он передать не сумел.
«”Жажда скорости” – постное, асексуальное кино, создатели которого, кажется, не понимают, почему людям нравится садиться за руль и доводить до предела могучий двигатель: из-за дрожи поджилок», – остался разочарованным Марк Бернардин (Marc Bernardin/The Hollywood Reporter).
В России «Need for Speed: Жажда скорости» стартовала 13 марта. Если вас интересуют только машинки и вам досадно, что «Форсаж» отсрочился, то перебить аппетит NFS поможет. Если же вы планировали посмотреть на Аарона Пола или, скажем, Доминика Купера, посмотрите «Долгое падение» или мини-сериал «Флеминг».
Чтобы описать сюжет фильма, достаточно сказать одно предложение: «В главной роли Лиам Нисон». Нет, конечно, 61-летний британец не замыкается на одних экшенах, но в последние годы к нему явно привязался типаж из «Заложницы». На этот раз Нисон – воздушный маршал, обеспечивающий безопасность пассажиров и ненавидящий летать. Уже на борту он получает сообщения с угрозами от террориста, который обещает убивать по одному человеку каждые 20 минут, если воздушный маршал не выполнит его условия. Главный герой начинает действовать, но в итоге все выглядит так, будто он угоняет самолет. Нисону приходится вдалбливать в головешки пассажиров, что ему и в голову не приходило ронять, взрывать или угонять Boeing 767, он, наоборот, пытается его спасти.
Как вы уже поняли, дело происходит в самолете, который, взлетев, тормозами, в общем-то, и не пользуется – у него для этого есть интерцепторы и аэродинамические системы, и то они нужны не для остановки, а так – для небольшой корректировки скорости. На отсутствие желания останавливаться намекает и оригинальное название ленты – Non-Stop.
Фильм стал сюрпризом в своей весовой категории, он побыл на верхушке американского бокс-офиса, уже отбил расходы на производство и еще доберет денежек в свою копилку на международной арене. Более того, на новую совместную работу Лиама Нисона и Хауме Колле-Серра благодушно отреагировали критики, правда, с одной оговоркой: нужно признать, что с пистолетом и значком Нисон всевластен и подчиняет себе законы физики, логики, медицины и здравого смысла.
«Вновь Нисон – секретное оружие с невозмутимым выражением лица. Размахивая твердыми кулаками и рыча как лев, Нисон сглаживает самые нелепые моменты и даже придает им напряженности. В какой-то момент вы либо застегнете ремень и втянитесь в абсурд “Воздушного маршала” и логику а-ля “Луни Тьюнз”, либо нет», – высказался Крис Нэшэтуэй (Chris Nashataway/Entertainment Weekly).
«”Воздушный маршал” бессмыслен, но этот предсказуемый, неинтересный и лишь изредка увлекающий фильм имени Лиама Нисона делает свое дело в мертвый сезон», – признает Манола Даргис (Manohla Dargis/The New York Times).
«Пусть “Воздушный маршал” покромсал реализм, особенно использованием в самолете мобильных и компьютерных технологий, любой скепсис стирается полным погружением в этот запутанный воздушный триллер», – осталась довольна Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today).
«За Нисоном очень приятно наблюдать. Он заставляет нас поверить, что он верит в невероятное, и все происходящее в фильме становится извращенным удовольствием. Спасибо Нисону, мне не только понравился “Воздушный маршал”, мне хочется посмотреть его еще раз, особенно в самолете», – вынес свой вердикт обычно придирчивый Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle).
«Это Нисон в своем самом нисоновском образе», – лаконично подводит итог Яан Бакуолтер (Ian Buckwalter/NPR).
«Воздушный маршал» также стартовал в российских кинотеатрах 13 марта. Судя по всему, боевик на высоте нескольких тысяч метров – неплохой альтернативный вариант раскритикованной «Жажде скорости».