Крепкая, местами захватывающая биография преступника, украшенная экспериментами со стилем и убедительной игрой исполнителя главной роли
История Говарда Маркса (Рис Иванс), оксфордского выпускника, явившего миру поразительный талант торговли марихуаной и утверждающего, что в 70-е годы он сотрудничал с ИРА и МИ-6, контролируя в то же время десять процентов мирового рынка гашиша.
Если бы существовала ежегодная награда за лучший кастинг в байопике, ее непременно заполучил бы Рис Иванс за роль сногсшибательного наркоторговца Говарда Маркса. Дело не только в физическом сходстве и общих корнях; фирменный стиль Иванса – бурлящая смесь безалаберности и харизмы – как нельзя лучше подходит Марксу, чьи ясные умные глаза обрамлены обманчиво топорными чертами лица. Неудивительно, что Маркс с давних пор был кумиром Иванса, а теперь эти двое стали не разлей вода. Учитывая, что фильм Бернарда Роуза почтительно экранизирует одноименную автобиографию Маркса, ставшую скромной сенсацией 14 лет назад, не стоит удивляться и тому, что "Мистер Ганджубас" рассказывает о бывшем торговце марихуаной с симпатией и без лишних вопросов.
Что вовсе не означает, что прототип заслуживает убийства персонажа. В самом деле, и фильм, и сам Маркс имеют право на вопрос, в самом ли деле его преступления, за которые он отмотал срок, сделали кого-то несчастным (если не считать смешивания товара Маркса с табаком). Зрители, ожидающие полемики на тему легких наркотиков, должны учесть, что фильм практически подводит базу под очень понятную позицию героя, выступающего за легализацию каннабиса. Но факт остается фактом: вам покажут историю Маркса, рассказанную самим Марксом, причем рассказ этот заведомо неполон и является частью персонального шоу мистера Ганджубаса, начало которому положило издание автобиографии. Недаром начинается фильм с реплики Маркса: "Есть среди зрителей переодетые полисмены?"
Как и любая история о взлете, падении и возвращении, данный байопик полон знакомых сюжетных ходов, вплоть до обязательной истории о том, как жена героя Джуди (не слишком подходящая на эту роль Хлои Севиньи вечно борется со своим английским произношением) сначала вкушает плоды преступных трудов супруга, а потом страдает от того, что он зашел слишком далеко.
Видимо, поэтому режиссер решил скрасить узнаваемость фокусами со стилем. Первые сцены в фильме – черно-белые: наивный, но язвительный школьник Марк увяз в родном болоте графства Гламорган. И лишь когда герой лижет свою первую марку с ЛСД в Оксфорде, мир вокруг него обретает цвета. Банальный прием, но он работает, как и вставки из новостей.
Тем не менее, если отвлечься от харизмы Маркса, "Мистер Ганджубас" – это обычный криминальный байопик, лишенный, к счастью, сцены с передозняком.