Повторная попытка экранизации «самой печальной подростковой книги на свете» получилась в меру мрачной, безупречной визуально и стилистически, достаточно смешной, но при этом далеко не детской
Дети четы Бодлер – изобретательная Вайлет, образованный Клаус и проницательная Солнышко – внезапно стали сиротами. Городские власти назначают детям опекуна – мрачного, скупого и чрезвычайно злобного графа Олафа, неудачливого актера и самовлюбленного негодяя, которого интересует только наследство Бодлеров. Избежав ловушек графа, пытающегося то убить ребятишек, то заставить обманом выйти Вайлет за Олафа замуж, дети переходят от одного опекуна к другому, но каждый раз их в различных образах настигает зловещий граф, не стесняющийся в средствах на пути к богатствам юных сирот.
Старинная поговорка гласит: «У победы множество родителей, поражение всегда сирота». Означает это одно – никому не интересно слушать оправдания проигравшего, сколь бы увлекательной ни была его история. Если есть чем исправить провал, то лучше действовать, а не говорить. В свое время в 2004 году семейная картина «Лемони Сникет: 33 несчастья», растратив 140-миллионный бюджет, сумела собрать в мировом прокате всего две сотни миллионов, несмотря на предрождественскую премьеру, уникальный сюжет и ансамбль великолепных актеров. Расчеты студий Paramount и Dreamworks на повторение успехов «поттерианы» не оправдались, и запланированная франшиза отправилась в утиль. Оправдания авторов последовали, но были неубедительны, и зрители их проигнорировали.
Между тем история создания фильма весьма любопытна – ведь еще в 2002 году этим проектом заинтересовался Барри Зоннефельд, автор «Людей в черном», но в процессе работы над фильмом его представления о грядущей картине разошлись с взглядами студийных боссов, и стороны расстались, оставшись при своем. Сейчас – и это случай едва ли не уникальный – Зонненфельд получил возможность утереть нос своим недоброжелателям, сняв собственный вариант «33 несчастий» в том виде, который замышлял с самого начала. Что ж, самое время взглянуть, что получилось.
А получилось довольно любопытное зрелище. Не станем тратить время на разбор сюжета – он, во-первых, не слишком отличается от киношной версии, а во-вторых, достоин отдельного трактата, ведь сборник книг Дэниэла Хэндлера не зря сравнивают с кэрролловскими романами об Алисе, «33 несчастья» нашпигованы шарадами, загадками, лингвистическими и географическими головоломками и безжалостной сатирой в адрес современного общества. Отметим лишь, что Netfix, взявшись за постановку телешоу по мотивам книг, почему-то не решился охватить сразу все 13 романов Хэндлера, а ограничился четырьмя первыми (для сравнения: в фильм вошли события трех книг). Видимо, сказалось желание растянуть удовольствие.
Однако растянутость эта шоу на пользу не идет, комканый ритм и прерывистое повествование – самое слабое звено сериала. В кино режиссер Брэд Силберлинг изящно избежал пауз, отправив рассказчика за кадр, телепроект выводит Лемони Сникета едва ли не на первый план – в паре первых эпизодов он точно занимает треть экранного времени. Не то чтобы это ужасно, но от шумно анонсированного шоу с массой занятых актеров меньше всего ожидаешь радиоспектакля с простынями авторского текста, зачитываемого с экрана.
Впрочем, к этой «фишке» быстро привыкаешь по одной простой причине – Зонненфельд моментально увлекает зрителя своеобразным визуальным рядом, в котором одновременно проглядывают и предыдущие работы самого режиссера, и нотки Тима Бертона, и несколько мультяшная суета Уэса Андерсона. Сериал имеет собственный стиль, и это, безусловно, подкупает. Конечно, зритель обречен постоянно сравнивать телепроект с его «большеэкранным» старшим братом, но, уверяем, сериал не только не проигрывает полнометражной картине, но и имеет свои преимущества – состоящие из двух частей истории достаточно качественно сделаны, чтобы конкурировать с большим кино: здесь и страсть, и эмоции, и драма, и спецэффекты.
Опасения, которые с самого анонса сериала высказывались в адрес Нила Патрика Харриса, подхватившего флаг, выпавший из рук Джима Керри, оказались беспочвенными – звезде ситкома «Как я встретил вашу маму» достаточно и таланта, и напора, чтобы создать собственного Олафа. Не копию Кэрри в гриме старика, а именно полноценный самостоятельный образ, наполненный большим количеством деталей, жестов, слов, делающих его уникальным. На вкус и на цвет товарищей выбирать неправильно, но Харрис – не тот человек, которого можно было бы назвать проигравшим в схватке с прошлым.
Больше того, сериал выглядит гораздо более цельным и осмысленным, чем фильм. Картина Силберлинга все-таки больший акцент делала на сказочность повествования, а вот сериалу удается провести кое-какие параллели с реальностью. Разумеется, авторы телешоу говорят иносказательно, но посыл книги здесь читается гораздо четче – если и есть в этом мире здравые люди, то это скорее дети, чем взрослые. Да, на долю Бодлеров за восемь эпизодов шоу выпадает огромное количество смертей, неприятностей, побоев и унижений, но таков взрослый мир – выжить в нем можно только вместе и только сохраняя невинность, любознательность и прямолинейность ребенка внутри себя. Правда, от несчастий это не защитит, увы.