Для подсевших на скандинавские «Мост» и «Убийство» «Мистериум» может показаться пресноватым и суетливым, но для тех, кто лишь открывает для себя мир датских и шведских детективов, фильм вполне способен стать решающим аргументом
После ранения на одном из дел детектива Карла Морка отправляют в отдел Q копенгагенской полиции. В этот департамент стекаются все нераскрытые дела датских правоохранителей за последние двадцать лет. Карлу и его новому напарнику Ассаду необходимо проверить правильность оформления всех бумаг и сдать «глухарь» в архив. Но неуступчивый Карл цепляется за одно из старинных дел о пропавшей женщине и начинает расследование заново. Некоторые из свидетелей уже умерли, брат исчезнувшей лечится в психушке, начальство недовольно, однако Карл цепляется изо всех сил за одну деталь, которая осталась незамеченной детективами много лет назад.
В последние несколько лет скандинавский детектив переживает какой-то невероятный взлет – книжные полки завалены томиками Стига Ларссона и Ю Несбе, в кино выходят «Девушка с татуировкой дракона» и «Гипнотизер», не телеэкранах высокие рейтинги собирают «Мост» и «Убийство». Что-то есть в суровых североатлантических пейзажах и персонажах такое, что завораживает зрителей и читателей. Словно смотришь или читаешь какую-то страшную сказку, мрачную, холодную, тревожную, но в то же время захватывающую – не оторваться! Фильм сценариста и режиссера Миккеля Нергора, как несложно догадаться, – это экранизация романа датского писателя Юсси Адлер-Ольсена «Женщина в клетке» (простите за невольный спойлер). Безликое локализованное название вылилось из наименования серии книг Адлер-Ольсена, которые выпускались в России под брендом «Мистериум», а «Начало» недвусмысленно намекает на то, что поклонникам детективов стоит ждать продолжения. И действительно, тот же Нергор уже ведет работу над вторым фильмом серии «Отдел Q», результат можно будет увидеть уже в конце 2014 года.
Собственно, тот факт, что картина является первой в серии фильмов, главными героями которой являются два детектива, Карл и Ассад, накладывает на ленту определенные обязательства. Герои должны привлечь внимание зрителя, история должна быть небанальной, для продолжения должны быть веские основания. Все это удается Нергору на довольно высоком уровне. Персонажи, хоть и выглядят поначалу ходячими клише, определенную симпатию вызывают, а кроме того, Николай Ли Каас и Фарес Фарес отлично друг друга дополняют. Как многие уже привыкли, скандинавские маньяки – убийцы жестокие и изощренные, для главной жертвы фильма преступник выбрал совсем не тривиальную пытку. Наконец, уже на первых минутах «Мистериума» герои оказываются один на один с целым складом дел, на которые махнули рукой – расследуй не хочу. Задел на бесконечное число продолжений (романов в серии-первоисточнике уже написано пять).
Ожидание грядущих продолжений кроме обязанностей дает фильму и некоторую слабину в плане развития отношений между главными героями. Картина имеет весьма скромный по современным меркам хронометраж, всего 96 минут, поэтому зритель лишь периферийным зрением наблюдает за тем, как строится контакт между Карлом и Ассадом. Один прямолинейный и неуступчивый, второй более податливый и усидчивый – эти двое составляют хороший тандем, за которым при правильном подходе наблюдать в продолжениях будет не менее интересно, чем за кровавой жатвой датских и шведских потрошителей.
Кстати, о потрошителях. Полуторачасовая длительность картины не позволяет действию размазываться, расследованию – долго топтаться на месте, а героям – совершать ошибки. Авторы вынуждены продемонстрировать главного злодея едва ли не в середине фильма, что несколько сбивает градус накала ленты. Тем не менее смотрится такое киноследствие весьма интересно – не «Настоящие детективы» или «Мост», конечно, но и не Каменская с Виолой Таракановой. Вряд ли среди российских зрителей после просмотра «Начала» возникнет культ, в экстазе смакующий каждую сцену фильма (как это случается с некоторыми сериалами), но продолжение найдет своих зрителей. Мы ведь любим смотреть на то, как наши герои побеждают снова и снова.