Не стоит думать, что неминуемый успех сопутствует всем проектам, которые продолжают полюбившуюся тему или претендуют на запуск новой киновселенной – здесь все далеко не так радужно, франшизы тоже когда-то умирают
Кредо убийцы
Игровая вселенная «Кредо убийцы» поистине безгранична – поклонники тайного общества ассасинов вправе были рассчитывать на то, что и на большом экране мир Испании XV века будет представлен столь же объемно и живо. Студия Fox, в свою очередь, уже потирала руки, ожидания были весьма высокими, а фанаты стремительно разбирали билеты на премьерные показы. Но не получилось, долгожданная экранизация видеоигры оказалась нежизнеспособна – с сюжетом беда, диалоги либо бессмысленны, либо нарочито пафосны, а мотивация персонажей вряд ли понятна даже сценаристам. В остальном мире лента вышла еще накануне Рождества-2016, и приговор ей был подписан еще до боя курантов, но в России «Кредо» стартовало в январе, а потому мы вправе именно с него начать невеселый рассказ о «проклятии Майкла Фассбендера», главного неудачника подходящего к концу года.
Три икса
Сложно сказать, зачем Вин Дизель решил сдуть пыль с экстремальной, но весьма бестолковой франшизы «Три икса» – вряд ли ему, звезде «Форсажей», не хватает денег или внимания, полученных в высокооктановой серии гоночных картин. Тем не менее Ксандер Кейдж вернулся в картине «Три икса: Мировое господство», но только для того, чтобы получить серию оплеух от критиков и нелестные комментарии от зрителей. В картине достаточно крутого экшена, по-прежнему «Иксы» будоражат нервы залихватскими съемками и невообразимыми трюками, вот только теперь все это можно увидеть едва ли не в любом блокбастере: от «Мстителей» до «Миссия невыполнима», от «бондианы» до «Трансформеров». Нечего и говорить о том, что «Три икса» сегодня на три головы уступают «Форсажам», а значит, в четвертом фильме нет никакой нужды.
Звонок
За 15 лет, прошедшие с момента выхода на экраны «Звонка» Гора Вербински (а японский оригинал и вовсе вышел в прошлом веке), выросло поколение зрителей, которое не боится непонятного видео с заброшенным колодцем, не верит в то, что из телевизора может вылезти призрак, а над сообщением «Ты умрешь через семь дней» в телефонной трубке смеется. Стоило попробовать привлечь их в кинотеатры и попугать? Пожалуй, да. Удалось это режиссеру Ф. Хавьеру Гутьерресу? Разумеется, нет. Увы, но страхи эпохи видеосалонов, проводных телефонов и полицейских архивов не работают в эпоху мобильных, видеохостингов и Гугла. Нужно отдать должное, сценаристы «Звонков» старались адаптировать историю к современным реалиям, но получилось глупо настолько, что о возвращении Самары нечего и думать.
Могучие рейнджеры
Железно уверенная в своем проекте, основанном на детском фэнтезийном сериале с массой поклонников по всему миру, студия LionsGate безапелляционно заявляла о планах на шесть (!) фильмов о межпланетной войне, в которую вовлечены земные школьники. В какой-то момент авторам удалось убедить в серьезности намерений даже самых завзятых скептиков – фильм стартовал весьма удачно, – но потом случилось страшное, уже на первом уик-энде сборы резко пошли вниз, а за пределами США «Могучие рейнджеры» и вовсе «не прижились». 140 миллионов долларов выручки против 100 миллионов бюджета – это фиаско, рейнджеры! Какое-то время авторы и студия пытались держаться молодцами, было заявлено, что продолжение последует, а занятые в фильме Брайан Крэнстон и Элизабет Бэнкс уверяли, что не прочь вернуться к своим ролям, но затем волна интереса к проекту спала, и про картину предпочли забыть.
Король Артур
Мечты Warner Bros. о рыцарской фэнтезийной франшизе, как и в случае «Могучих рейнджеров», распространялись на шесть картин, причем на бумаге все выглядело великолепно: пять лент должны были рассказать сольные истории героев, магов и принцесс, а шестая, подобно «Мстителям», объединила бы всех в грандиозный кроссовер. Увы, планы рухнули уже на «Мече короля Артура» – фильм Гая Ричи даже с учетом мировых сборов не смог отбить 175-миллионный бюджет, какие уж тут продолжения. Из попавших в наш сегодняшний список картин, пожалуй, «Артура» можно назвать самым несправедливо раскритикованным – да, у Ричи получилась несколько необычная трактовка знаменитой легенды о рыцарях Круглого стола, но подобной анафемы «Меч» никак не заслуживал. Увы, мы никогда не узнаем, что ожидало героев ленты в будущем, никто не рискнет поднимать этот «Титаник» со дна.
Дневник слабака
Оригинальная трилогия «Дневник слабака», вышедшая в 2010-2012 годах, звезд с неба не хватала, но, имея в основе популярную книжную серию, регулярно отбивала вложенные в нее деньги и даже приносила прибыль. А затем франшиза столкнулась с предсказуемой для детской серии фильмов проблемой – ее юные актеры выросли. Выждав пять лет, владельцы прав на экранизацию решились на эксперимент и выпустили в прокат сиквел-ребут с новыми актерами, получивший название «Дневник слабака 4: Долгое путешествие», но победным этот ход не назовешь – лента с горем пополам собрала 40 миллионов долларов кассы, а критики разгромили продолжение в пух и прах, особенно жестко пройдясь по юным актерам. Даже если авторы нацеливались на пятый фильм, их прыть охладела, а дальше история пойдет на следующий круг – обновленный каст тоже вырастет из коротких штанишек. Впрочем, в России «Дневник» на большом экране не выходил, так что и горевать нам особенно не о чем.
Прометей
В случае с картиной «Чужой: Завет» стоит отделить фильмы с участием Сигурни Уивер от приквелов «Прометей» и «Завет» – по большому счету руками самого Ридли Скотта две эти вселенные старательно разводятся в стороны. «Прометей» в свое время был оценен критиками довольно низко, но достойная касса, а главное, желание режиссера послужили пропуском сиквелу. «Завет», в свою очередь, разочаровал зрителей – он собрал почти вдвое меньше «Прометея» и, кажется, закрыл тему предыстории ксеноморфов. Скотт попытался оживить интерес фанатов, рассказав, что у него в запасе еще немало задумок насчет андроида Дэвида, но это уже вряд ли кого-то способно привлечь. В то же время крест на вселенной «Чужого» ставить рано – вполне возможно, что, завязнув в приквелах, студия Fox решится сделать шаг в сторону или вперед, монстрам еще есть что сказать.
Пираты Карибского моря
В случае с капитаном Джеком Воробьем мы выступим завзятыми пессимистами – несмотря на то что пятый фильм серии «Мертвецы не рассказывают сказки» снова установил в России рекорды сборов и на сегодняшний день возглавляет отечественный бокс-офис, в мире возвращение «Пиратов Карибского моря» восприняли много холоднее. 800 миллионов долларов билетной выручки – внушительная сумма, но у франшизы явно наметился целый комплекс проблем, которые не решить «мягкой перезагрузкой», затеянной в 2017 году. Да, введены новые молодые персонажи, да, вернулись в кадр Кира Найтли и Орландо Блум, но от былой легкости и веселья не осталось и следа. Чтобы сдвинуть «Черную жемчужину» с мелководья, в шестом фильме нужно будет совершить чудо, на которое Джерри Брукхаймер уже, кажется, неспособен. Станет ли он пробовать?
Темная вселенная
Амбиции студии Universal перезапустить историю своих классических монстров были достаточно велики, чтобы привлечь самое широкое внимание публики, а анонсы заключенных со звездами класса «А» контрактами, казалось, гарантировали запуск долгоиграющей франшизы. Но, увы, линейка «Темной вселенной» ограничилась единственным фильмом – «Мумия» с Томом Крузом оказалась разгромлена критиками, да и денег в кинотеатрах собрала явно меньше, чем на то рассчитывали создатели картины. И если летом какие-то надежды на продолжение еще теплились, студия бравировала контактами с Джонни Деппом и Хавьером Бардемом, согласными играть в последующих лентах, то сейчас на этих планах можно смело ставить крест – как только Алекс Куртцман покинул пост идейного вдохновителя франшизы, стало очевидно, что Universal закрыла чулан со старыми пыльными монстрами до лучших времен.
Тачки
На фоне других проектов Pixar «Тачки» всегда выглядели инородным телом, а то, что франшиза получила уже три картины, и вовсе не укладывается в голове. Даже первая лента была принята критиками с известной долей скепсиса, а уж про продолжение и говорить нечего – на сегодняшний день «Тачки 2» имеют худшие оценки во всей студийной линейке, по мнению нескольких авторитетных агрегаторов критических статей и зрительских суждений. Тем не менее в 2017 году вышел третий фильм, единственным смыслом которого, кажется, было возвращение интереса к игрушкам и мерчандайзу с использованием символики и персонажей «Тачек». Мировые сборы триквела подошли к отметке в 400 миллионов долларов, но при бюджете в 175 миллионов «выхлоп» уже не кажется грандиозным, а следовательно, и продолжения этой бессмысленной гонки ожидать не приходится – у Pixar в запасе достаточно проектов поинтереснее и поперспективнее «Тачек 4».
Планета обезьян
Трилогию-ребут популярной франшизы «Планета обезьян» вполне можно назвать наиболее успешным проектом в нашем сегодняшнем списке – в отличие от большой части представленных серий, режиссер Мэтт Ривз новую историю Цезаря и его поумневших собратьев закончил на мажорной ноте. «Планета обезьян: Война» изначально планировалась как завершающая обновленную франшизу, запущенную в 2011-м Рупертом Уайаттом, а потому в поступи обезьян по экранам кинотеатров чувствуется легкость – полмиллиарда долларов «Война» собрала не моргнув глазом. Вполне может статься, что Fox захочет продолжить повествование о приматах, ставших основой нового населения Земли, но это тот случай, когда прытким продюсерам стоит дать по рукам раньше, чем они испортят достойную франшизу.
Темная башня
Даже на фоне феноменального успеха экранизации «Оно» Стивен Кинг в этом году не может чувствовать себя победителем – его главное произведение, серия книг «Темная башня» не получила заслуживающего экранного воплощения. Долгострой, на который замахивались едва ли не все великие режиссеры, в результате вылился в постыдную дешевую (60 миллионов долларов бюджета – сущие копейки для подобного проекта) поделку, о которой лучше поскорее забыть. Продюсеры Рон Ховард и Акива Голдсман сделали вялую попытку реанимировать не взлетевшую франшизу анонсом сериала-спиноффа, от которого, к слову, сразу открестились и Мэттью МакКонахи, и Идрис Эльба, но сейчас и об этой инициативе вспоминать не принято. Остаются слабые надежды, что на волне своего стратегического развертывания о «Темной башне» вспомнит Netflix, но это будет уже совсем другое кино.
Реальная белка
В 2014 году результаты проката далекого от стандартов Disney и Pixar анимационного фильма «Реальная белка» можно было назвать сенсационными – независимый проект собрал в мире 120 миллионов долларов, втрое превысив затраты на производство. Неудивительно, что сиквелу был тут же дан «зеленый свет», но, увы, долгожданное продолжение оказалось гвоздем в крышку гроба франшизы. Мало того что «Реальная белка 2» была уничтожена критиками (которые, впрочем, и оригинальный фильм на руках не носили), так еще и зрители продолжение обошли стороной – мультик собрал всего 43 миллиона. Создатели «Белки» храбро заявляют о том, что в 2019-м выпустят третий фильм, но сегодня это выглядит бахвальством – фанатов у персонажей франшизы не так много, да и вырастают они быстро. Так что удивлять триквелом скоро будет просто некого. А это гарантия еще большего провала.
Бегущий по лезвию
Культовая ныне классика Ридли Скотта об андроидах и электроовцах в 1982 году не стала кассовым хитом, но влияние «Бегущего по лезвию» столь очевидно и велико, что WB не удержалась и вложила 170 миллионов долларов в продолжение фильма. Попытку нельзя назвать бессмысленной или авантюрной – постановку сиквела доверили Дени Вильневу, режиссеру с необычным видением и умением создавать прекрасные полотна. Вот только проблема заключается в том, что за три десятка лет изменились и индустрия, и публика – великие полотна с медитативным трехчасовым повествованием, пусть и безумно красивым, сегодня не способны привлечь достаточного числа зрителей. С позиций культурных «Бегущий по лезвию 2049» наверняка свое еще возьмет, но как бизнес-проект пара этих прекрасных фильмов вряд ли получит продолжение. Разве что еще через 35 лет.
Харри Холе
С Фассбендера начали, им и закончим. Герой десятка детективных романов норвежца Ю Несбе Харри Холе должен был стать новым Шерлоком, Пуаро и Мегрэ, и приглашение на роль проницательного алкоголика Майкла Фассбендера лишь подхлестнуло интерес зрителей к проекту режиссера Томаса Альфредсона «Снеговик», с которого планировалось начать триумфальное шествие скандинавского нуара по экранам. Однако то, что отлично смотрится на бумаге, оказалось безвольно «слито» на пленке – критики втоптали картину в грязь, зрители в США проигнорировали выход ленты на экраны, а мировая касса вряд ли даст такой прирост, который позволил бы говорить о сиквеле. Что еще более печально, неудача «Снеговика» может сбросить радиоактивные осадки на все скандинавские детективы и поставить под угрозу даже проект возвращения Лисбет Саландер.